Государственная рыбка

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если рассматривать человеческую историю как книгу, то каждую эпоху можно связать с определяющим ее сюжетом. Так, вестернизацию России в конце XIX века вполне можно описать историей Обломова, взлет и падение НЭПа — историей Остапа Бендера. Начало XX века невозможно представить без персонажей Булгакова, а 1990-е — без Пелевина.

В нашу эпоху — тотальных сиквелов и ремейков — классические сюжеты снова в ходу, но если раньше читательское воображение населяли добрые герои русских народных сказок, теперь за хайп отвечают Мышка-Наружка, Фейсбушка-Прослушка и Разведдрон-Оксимирон. Ну и конечно, главная из них — Государыня-Рыбка.

Вряд ли стоит вспоминать те драматические обстоятельства, которые свели известного олигарха, высокопоставленного чиновника и нашу героиню в рамках этой совсем недетской сказки. А вот разобраться, почему сюжет заслуживает того, чтобы стать классическим для нашей эпохи, стоит.

Уже на нижнем уровне конспирологии можно заметить одно интересное совпадение. Фишить (от английского fish – «рыба») на профессиональном жаргоне означает «разводить, ловить на живца». И фраза «поймать рыбку» в этом контексте звучит крайне двусмысленно. Но ценность истории совсем не в том, чтобы потом стать предметом для искрометных шуток. Ценность — в новом типе героя, которого она выносит на поверхность. Ведь Настя Рыбка — прямая наследница перестроечных интердевочек, о существовании которых мы официально узнали тридцать лет назад, когда в журнале «Аврора» была опубликована повесть Владимира Кунина с таким названием. Как и ее предшественницы, Настя не скрывает, что пришла в этот мир, чтобы получить все: деньги, комфорт, олигарха. Разница в том, что, в отличие от интердевочек 30-летней давности, которые охотились за иностранцами, нынешние предпочитают вести ловлю в пределах российских территориальных вод.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но есть еще одно отличие. Новые «золотые рыбки» гораздо циничнее. Если у интердевочек 1990-х была наивная вера в светлое капиталистическое будущее, современные амазонки деловиты и расчетливы: они быстро освоили навык разводить как лохов самодовольный российский истеблишмент. Парадоксально, но здесь чувствуется своеобразная ирония — как поколение, в 1990-е разводившее страну то на «две "Волги" за ваучер», то на «Голосуй сердцем», само в конечном итоге попалось на удочку жестоких девочек-пранкеров. И даже больше чем ирония. В лице Насти Рыбки Generation «П» столкнулось со своим будущим — с теми, кто вырос в мире, который это поколение на протяжении последних тридцати лет создавало: в мире каменных джунглей, войны всех против всех и никакого, как вы понимаете, прекрасного далека.

Кстати. Появление нового циничного, да еще и молодого героя — Рыбки — тревожный симптом. Вспомните ту же перестройку. Падению коммунизма предшествовал выброс (в первую очередь в кино) большого количества молодых неприкаянных персонажей: «Курьер», «Плюмбум», «Дорогая Елена Сергеевна», «Меня зовут Арлекино». Поскольку нынешний российский кинематограф, да и медиа в целом заняты только одной задачей — как увеличить бокс-офис, — заявить о себе новое поколение может только в форме громкого медийного скандала. Неудивительно, что о героях нашего времени — всяких дианах шурыгиных и настях рыбках — мы узнаем в основном из программы «Пусть говорят» и шоу Андрея Малахова.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В известном смысле наша сказка — та же вариация на тему классического конфликта отцов и детей: между закостеневшим прошлым и прогрессивным будущим. В случае нашего «Старика и Рыбки», правда, с элементами «Лолиты» и футуристического киберпанка: благодаря ее политической инстаграмотности аналоговый характер российской элиты стал уж слишком бросаться в глаза.

В истории воцарения Государыни- Рыбки можно при желании разглядеть и наиболее актуальный сюжет — месть власть (и деньги) имущим со стороны тех, кого они имели неосторожность поиметь — в духе популярного ныне антихарассмента. Но Россия не Америка, и посягательство на мужское могущество здесь противоречит интересам самих женщин, ведь, как учат альфа и омега женской идентичности — статусы «ВКонтакте», счастье женщины — это не только состояние ее души, но и состояние ее мужа.

В общем, мораль этой басни проста: не стоит ловить рыбку в мутной воде, ведь рыбка гниет с головы, а кто рыбку ловит, тот ее и жарит. ¦