Допустят ли Валиеву до соревнований? Что будет с командным золотом? Главное о допинг-скандале
Правда, что Валиеву допустили до Олимпиады, уже зная по положительном тесте?
Нет. Такие сообщения в некоторых российских СМИ — результат неправильного перевода с английского и непонимания авторами заметок спортивных реалий. Заявление ITA дает однозначный ответ: хотя проба, давшая положительный результат, была взята еще 25 декабря, по каким-то причинам ее результат лаборатория в Стокгольме сообщила только 8 февраля. К этому моменту Олимпийские игры уже начались и сборная России с Валиевой в составе успела выиграть командный турнир.
Как только о результате стало известно, РУСАДА (Российское антидопинговое агентство) наложило на Валиеву обязательное в таких случаях временное отстранение. Но спортсменка и ее команда оперативно обжаловали это решение уже 9 февраля, и, рассмотрев апелляцию, РУСАДА отменило временное отстранение вечером того же числа. В чем причина такой задержки с результатами теста, пока неизвестно. Также пока непонятно, считает ли ITA достаточно долгий срок проверки чем-то из ряда вон выходящим и есть ли у МОК претензии к лаборатории в Стокгольме по этому поводу.
Что вообще известно про результаты теста?
Заявление ITA наконец прояснило некоторые детали того, что произошло. Тест, давший положительный результат, был сдан 25 декабря на чемпионате России по фигурному катанию, который Валиева выиграла. В этот день на чемпионате страны женщины откатали произвольную программу, очевидно, тест был сдан после нее. Далее проба была отправлена в лабораторию в Стокгольме, аккредитованную WADA (Всемирным антидопинговым агенством), где и проводился анализ. Таким образом, ранее обнародованная СМИ информация о том, что проба могла быть взята во внесоревновательный период, не подтвердилась.
Также пока нет официальной информации относительно концентрации триметазидина. Значит, данные о том, что концентрация запрещенного вещества в пробе была крайне мала, пока не подтвердились. Как понятно из заявления ITA, пока есть только результат пробы А, вскрытие пробы В еще не проводилось, но это может быть сделано в будущем, если Валиева сама не откажется от этого права.
Почему РУСАДА отменило свое решение об отстранении Валиевой?
Пока об этом ничего не известно, поскольку пока нет мотивировочной части решения РУСАДА, где говорилось бы, почему сняли временное отстранение и какие доказательства предоставила спортсменка и ее команда. Но по правилам такая возможность существует, например, если спортсмен сумеет доказать высокую вероятность того, что в деле замешано «загрязненное» лекарство, БАД или другое разрешенное вещество. Могут быть и другие основания. Обещают, что мотивировочная часть появится «в ближайшее время», но когда точно, пока не уточняется.
Почему сначала решение принимало РУСАДА, а теперь вмешался МОК?
По всей видимости, дело в следующем. Поскольку проба была взята РУСАДА еще до Олимпийских игр, юридически этот случай, как говорится в заявлении ITA, не подпадает под прямую юрисдикцию МОК и ITA. Именно поэтому и решение об отстранении Валиевой 9 февраля, и решение снять с нее временное отстранение от того же числа принималось РУСАДА, а не МОК или CAS. Однако поскольку теперь речь идет об участии спортсменки в Олимпийских играх, МОК вмешался.
Что теперь будет?
МОК обжалует решение РУСАДА относительно отмены временного отстранения Камилы Валиевой в CAS (Международный спортивный арбитраж). Обещают, что слушания пройдут до начала личного турнира у женщин-одиночниц, то есть до 15 февраля. Чтобы точно успеть, МОК решил не ждать появления мотивировочной части решения РУСАДА.
Это логичный шаг: международные организации нередко идут в CAS с обжалованием таких решений, чтобы снять все вопросы относительно этого случая и показать свою готовность идти в борьбе с допингом до конца. Но они необязательно там выигрывают. Так, в деле бразильского пловца Сезара Сьелу Международная федерация водных видов спорта (FINA) также пыталась обжаловать в CAS решение бразильской стороны не дисквалифицировать спортсмена после положительного теста на фуросемид, но проиграла дело.
Каковы шансы Валиевой в CAS?
Судить об этом невозможно, пока нет мотивировочной части решения РУСАДА об отмене временного отстранения Валиевой. Но теоретически CAS может посчитать доказательства команды фигуристки убедительными и оставить решение РУСАДА в силе. На данном этапе CAS решает только вопрос о праве Валиевой продолжать участвовать в Олимпийских играх в Пекине. Если решение будет в ее пользу, то 15 февраля она примет участие в личном турнире женщин-одиночниц.
Это не значит, что потом Валиева не получит дисквалификацию и не будет признана виновной в использовании допинга. Общее расследование этого случая продолжается в обычном порядке, и ведет его, как следует из заявления, РУСАДА.
Почему заявление сделало ITA, а не МОК, WADA или кто-то еще?
Таковы правила: первым о случаях нарушения антидопинговых правил официально должно объявлять антидопинговое агентство, на Олимпиадах это ITA, а потом уже могут комментировать все остальные. Но фактически это заявление от имени МОК, и все изложенное там на данный момент стоит считать позицией Международного олимпийского комитета. Из заявления также понятно, что МОК, как и предполагают его правила, не планировал обнародовать детали дела и имя спортсменки до конца разбирательств, поскольку Валиева несовершеннолетняя. В этом случае публичное обнародование не обязательно, это мера защиты несовершеннолетних спортсменов: ITA прямо говорит о желании «гарантировать, что все необходимые меры для ее физической и психологической защиты будут приняты», которое стоит за этой позицией. Однако МОК был вынужден изменить свою позицию из-за утечки информации в медиа.
«Видя, что некоторые медиа не дали ей (Валиевой. — Правила жизни) ту же защиту (которую предоставляют правила МОК. — Правила жизни) и, после переноса церемонии награждения командного турнира Олимпиады-2022 в Пекине, широко освещали этот случай на основе неофициальной информации, ITA признает необходимость дать официальную информацию в виду повышенного общественного интереса», — говорится в заявлении. Пока нет информации, будет ли МОК проводить расследование относительно утечки информации в прессу, в результате которой «психологическую защиту» Валиевой обеспечить не удалось.
Что будет с золотом командного турнира?
Пока не известно. И, по всей видимости, этот вопрос будет решен уже после завершения Олимпийских игр. В заявлении ITA говорится, что решение относительно результатов командного турнира и российского золота будет принимать Международный союз конькобежцев (ISU), и только он, — но уже после того, как все разбирательства по делу Валиевой завершатся. То есть уже после того, как будет вскрыта проба В, если ее будут вскрывать, рассмотрены все факты, запрошено объяснение от спортсмена и принято решение о дисквалификации или ее отсутствии. Это может растянуться на несколько недель или даже месяцев.