#Эстетственный_отбор: что стало с молодежными субкультурами и как зумеры определяют себя сейчас
#Эстетственный_отбор
«Да что в голове у этих зумеров?» — этот вопрос принято задавать либо с восхищением, либо с ужасом. По просьбе Правила жизни философ Алиса Загрядская погрузилась в глубины интернета, чтобы исследовать внутренний мир и эстетические ориентиры поколения Z.
Коллажи: Ника Добина
Едва молодежные субкультуры успели стать популярной темой социологических исследований, как времена опять сменились: панки, готы и эмо вымерли. Еще в нулевых косухи и рок-н-ролльная символика были обмундированием «неформальных» сообществ. Сегодня слово «неформальный» проникло в уставы компаний, которые обещают молодой дружный коллектив и йогу по пятницам, а футболки с названиями метал-групп продаются в массмаркетах. В 2010 году мотоклуб «Ангелы Ада» судился с модным домом Александра Маккуина из-за использования фирменного черепа с крыльями и выиграл битву, отстояв права на айдентику. Однако вoйнa неформальных групп против мейнстрима была проиграна — коммерция поглотила прежние андеграундные стили, лишив их подрывного потенциала.
Субкультуры становились массовыми по мере того, как люди обживали интернет. Эмо-киды, которые были последним неформальным движением, еще попивали «Блейзер» на улицах, однако в их сетевой активности уже можно было увидеть начало конца. Чтобы принадлежать к субкультуре, стало вовсе не обязательно тусоваться у фонтана на площади. Вчерашние неформалы выросли, надели нейтральные свитшоты, взяли коврики для йоги и отправились на работу, смирившись с тем, что 2007-й не вернется.
Отдельные мастодонты остаются верны прежним идеалам, но подростки больше не слоняются по улицам с гитарами. Тем не менее у новых юных не могло пропасть желание самовыражаться и находить компанию по интересам. Что пришло на место молодежных субкультур и есть ли субкультуры у зумеров? Предварительно скажем — и да, и нет.
#aesthetics #pastelgoth #seapunk #athlete #urbancore #christcore #dinocore #christmas #cottagecore
Что такое эстетики
В 2021 году стремительно набрал популярность хештег aesthetics («эстетика»). Вам наверняка доводилось видеть эти романтичные или дерзкие картинки, объединенные общей темой. Представители поколения Z от них без ума, а вслед за ними уже подтягиваются дизайнеры и модные бренды.
Если в академическом смысле эстетика — это раздел философии, который изучает чувственное восприятие и формы прекрасного (а также ужасного, трагического, комического и так далее), то в популярном значении это набор визуальных образов, задающих настроение. На практике aesthetics — это фото и видео, а также тематические аккаунты и каналы, объединенные общими стилистическими кодами и «вайбом».
В любимых эстетиках выдерживают одежду, домашний интерьер и стиль жизни в целом: от времяпрепровождения до музыки, блюд, фильмов и книг. Пока что похоже на классические субкультуры, не так ли?
Kidcore
Яркие цвета, нарочито инфантильные принты на одежде, пластиковые кольца и бисерные чокеры с буквами, отложные воротнички, непосредственность, наклейки и мыльные пузыри. Главная тема кидкора — по-детски наивный взгляд на жизнь.
Эстетики впитали в себя музыкальные (панк, готика) и другие классические субкультуры, японский стритстайл района Харадзюку (стиль «готических лолит» и косплей) и модные направления из интернета 2010-х (pastel goth, seapunk, гранж в его сетевой фэшн-ипостаси). Некоторые интернет-стили посвящены национальным культурам, как американский или скандинавский. Другие — жанрам литературы и кино (киберпанк, атомпанк), историческим периодам (например, Викторианской эпохе), спорту (athlete) или определенной локации (urbancore). Существуют aesthetics по классическим стилям искусства вроде ар-нуво или барокко, увлечениям и хобби, праздникам, временам года.
Например, autumn тут — не просто сезон, а форма одежды с шерстяными пальто и вязаными вещами, образный ряд (желтые листья, тыквы, пледы, теплые пряные напитки, свечи) и приглушенно-природная цветовая палитра. christmas тоже превращается в набор символов, заданных рождественскими фильмами: елки, подарки, алый цвет. Для тех, кому в таком Рождестве не хватает собственно религии, есть christcore — стилистика музыкальных групп, исполняющих христианский хардкор, — или образность поп-культурного католицизма в духе сериала «Молодой папа».
Cottagecore
Стиль, посвященный «медленной» загородной жизни и винтажной романтике. Предлагает окружить себя ботанической иллюстрацией и натуральными тканями, исследовать блошиные рынки, расставить на камине керамику, заняться вязанием и домашней выпечкой.
#gothiclolita #decora #ganguro #morigirl #cultpartykei #dollykei #visualkei #athlete #darkacademia
Почему их так много и откуда они взялись?
В списках эстетик насчитываются десятки и даже сотни вариантов. Некоторые фокусируются на совсем специфических темах: например, dinocore, отражающий страсть повзрослевших детей к динозаврам, или traumacore, посвященный селфхарму и психическим расстройствам — вернее, их обыгрыванию в нарочито китчевых изображениях. Фактически любое явление может стать эстетикой, если в нем есть последовательно повторяющиеся визуальные мотивы. Если к одной тематической картинке можно добавить похожие, создав мудборд, значит, перед вами целый стиль.
Такое обилие не дает никому остаться в стороне — каждый может найти что-то по интересам. Тенденция к бесконечному дроблению, как и в случае с гендерной идентичностью, отражает нацеленность на крайнюю индивидуализацию. С одной стороны, интернет-эстетики поощряют желание быть уникальным, с другой — удовлетворяют потребность подростков определять себя через сообщество.
Вероятно, склонность окружать себя предметами, задающими настроение, была у людей во все времена, однако у сетевого феномена эстетик можно выделить несколько истоков.
Art Hoe
Живопись, природа, культ желтого цвета. Вышивки и роспись на джинсах, полосатые кофты и винтажные свитера, носки с художественным принтом, аквагрим. Тотемные растения — подсолнухи, обязателен коллаж с картиной Ван Гога.
Во-первых, это японский стритстайл — уличные стили, которые вошли в моду на Западе в конце нулевых: gothic lolita, decora, ganguro, mori girl, cult party kei, dolly kei. Молодые японцы, которые фланируют по токийскому району Харадзюку в нарядах, бросающих вызов миру офисных работников, задали моду на узкую категоризацию неформальных стилей. Хотя у многих японских субкультур есть культовые аниме, книги или музыка, главным в них остается внешнее самовыражение. Не случайно одно из самых зрелищных направлений джей-рока называется visual kei (дословно «визуальный стиль») — такие команды определяются в большей степени не музыкой, а образами, напоминающими андрогинно-готический глэм. Можно предположить, что с развитием интернета восточная идея значимости визуальной стороны стала завоевывать Запад.
Во-вторых — Tumblr десятилетней давности. В 2010-х интернет захлестнула волна медитативных картинок, задающих настроение. Их клондайком стала социальная сеть Tumblr, где множились снятые на зернистую пленку дома и предметы быта, россыпи глиттера, единороги, дельфины и статуи Давида. В дебрях блогов открывались бездонные кроличьи норы с непонятными изображениями. В российском сегменте интернета такие картинки, изредка сопровождаемые глубокомысленными цитатами или музыкальными треками, оседали в сообществах «ВКонтакте». Про Tumblr 2014-го зумеры слагают легенды — так старшие поколения вспоминают расцвет «Живого Журнала».
В третьих, значительное влияние оказали ресурсы, посвященные моде и стилю. Даже на мейнстримных каналах и в блогах, посвященных моде и лайфстайлу, в последние несколько лет слово «эстетика» — синоним и понятия «стиль». Скажем, «эстетика марки Bottega Veneta» или «эстетика спортшика», но не «эстетика антитренда». Замена «стиля» на «эстетику» — любопытный момент, который может кое-что сообщить о запросах потребителей. Если «модный стиль» относится к внешнему виду, то термин «эстетика» (вспомним ее научное определение, связанное с чувственностью) не только описывает сам лук, но и подчеркивает воздействие на зрителя, его настроения, ассоциации и ощущения от образа. В мире, где все больше внимания уделяется субъектности, такое определение кажется более перспективным, даже если использующие его стилисты и модники делают это неосознанно.
Dark Academia
Вращается вокруг back-to-school-моды с драматическими обертонами: твидовые пиджаки, жилеты, сэтчелы, лоферы и белые рубашки. В более широком смысле — атмосфера академической жизни и образ романтически-сумрачного юного интеллектуала. Книги, кофе, поэзия, античные бюсты на полках.
#tumblr #arthoe #witchcore #americana #baddie #divacore #e-girl #youtube #tiktok #pinterest
Как эстетики виртуализируют реальность
Чаще всего слово aesthetics, как и названия подстилей, можно встретить в виде хештегов под постами. «Эстетики — это часть интернет-культуры, симулякры, копии, у которых нет оригинала, потому что их существование задано виртуальной средой. В списках мастхэвов для будущих адептов стилей тематические вещицы соседствуют с микрофонами для TikTok: зачем тщательно создавать образ, если его никто не увидит? В свою очередь, образ складывается из элементов, почерпнутых на YouTube и в Pinterest.
Зумеры — люди, которые всю сознательную жизнь провели в медиасреде. Логично ожидать, что интернет-аборигены не только завоюют сеть, но и обустроят реальность по ее образу и подобию.
Виртуальный мир накладывает отпечаток на то, как воспринимается мир реальный. Теперь визуальный образ обладает силой изменять реальность. В случае с интернет-эстетиками сеть задает регламент отображения человека, интерьера и природы, а также набор жизненных практик. В блогах по коттеджкору часто встречается домашняя выпечка, которую определяют как важную часть "домашней эстетики". Таким образом, реальная еда следует за образом: печенье в винтажной банке с крафтовой наклейкой. К визуалу подбираются другие стилистически подходящие ощущения — звуки, запахи, вкусы. Например, тыквенный латте — атрибут осенней эстетики, пряный глинтвейн — зимней.
Americana
Эстетика всего "американского", ностальгия по идеализированному прошлому. Атмосфера клипов Ланы Дель Рей, которая едет в машине, завернувшись в американский флаг. Голубые джинсы, клетчатые рубашки, белоголовый орлан на футболке, культ ретрозабегаловок с фастфудом.
Субкультуры ли это?
Между молодежными субкультурами прошлых десятилетий и интернет-эстетиками есть сходства. В обоих случаях люди группируются по интересам, разделяют стиль одежды, музыкальные предпочтения и культовые фильмы. Но есть и различия, в силу которых прежний "панк" — это вовсе не то же самое, что одноименный хештег под картинкой.
Субкультуры на раннем этапе существовали в офлайне. В каждом крупном городе было место для "сходок", были и общие реальные занятия, например, посещение концертов. Интернет-эстетики упразднили это требование: теперь можно быть полноценным адептом и даже звездой эстетики, просто имея подписчиков.
Миграция между субкультурами прошлого существовала, но не слишком одобрялась. Метаморфоза воина хеви-метала в хиппи была бы чревата потерей прежних друзей, а любитель скакать из одной тусовки в другую с большой вероятностью получал славу человека неглубокого. Интернет-эстетики имеют более игровую природу: их можно и даже нужно переменять, чередовать, переосмыслять. Комбинирование стилей и создание новых подтипов — один из видов спорта в "эстетическом" комьюнити.
Witchcore
Поп-культурное ведьмовство и викканство. Ядро эстетики составляют травы для окуривания, свечи, карты Таро, кристаллы, стеклянные шары и прочие магические атрибуты. Одежда с элементами готики, бохо или викторианства, обилие кружев и драпировок, оккультные символы.
#тру #позер #хиппи #кидкор #панки #twitch #e-boy #коттеджкор #лайфстайл #эстетики #косплей
Как правило, для прежних субкультур было важно «блюсти чистоту» в музыкальном отношении. С главенством образа в большинстве интернет-эстетик связана относительная свобода в плане выбора саундтреков, задача которых не столько соответствовать конкретному музыкальному жанру, сколько попадать в настроение.
Субкультуры находились в оппозиции к «цивильному» миру, а самые последовательные обустраивали свои коммуны и предавались деструктивным увеселениям. Новые интернет-стили не стремятся к изоляции от социума, их присутствие в жизни может быть частичным. Увлечение дает возможность ощутить себя особенным, однако жертвовать интеграцией в общество больше не требуется, и сам социум видится как набор уникальных индивидуальностей.
В классических субкультурах шли вoйны вокруг того, кто «тру», а кто «позер», заходила речь об этике, мировоззрении, существовали политические убеждения. В новых интернет-стилях открыто признается, что в основе течения лежит не этика, а собственно эстетика, понятая как визуальный стиль и атмосфера. Социальные смыслы в aesthetics уступают перетасовке образов, а идеология проявлена очень слабо — разве что в рамках общих поколенческих мантр о ценности самовыражения и спасении планеты. Даже те направления, которые выглядят «консервативными» (например, dark academia, основанная на стиле частных школ), трудно уличить в собственно консерватизме — ведь речь только об образах.
E-girl
Эстетика, популярная у девушек-стримеров — здесь смешаны интернет-субкультуры 2010-х. Яркие волосы, нарумяненные щеки, сердечки под глазами, футболки, надетые на полосатый лонгслив. В большей степени сценический образ для TikTok и Twitch, чем лайфстайл; существует мужской вариант E-boy.
По сравнению с протестным характером прежних молодежных группировок новые интернет-эстетики достаточно пассивны. Они не ставят цели переделать мир или активно ему противостоять, даже если связаны с каким-то определенным стилем жизни. Если хиппи хотели переустроить мир, а постпанк или гранж отражали разочарование в этой идее, то коттеджкор просто предлагает выкроить себе немного медленной жизни в большом городе.
Начавшись как андеграунд для юных, интернет-эстетики уже популяризируются. На фоне общего желания заиметь эскапистские противовесы в эпоху локдауна особенно выстрелил кидкор. Жизнерадостно-наивные «детские» украшения, как будто вышедшие из фильмов Уэса Андерсона, люксовые марки предлагают за вполне взрослые деньги, а массмаркеты развешивают возле кассы. Вероятно, коммерция опять перемелет все, продав молодежи ее фантазии, — однако представители поколения Z, кажется, не возражают. ≠
Baddie (Divacore)
Мода нулевых, смешанная с хип-хопом, возводит в абсолют крайности оголтелого гламура. Обтягивающая одежда, розовый цвет, телефоны в стразах, броский макияж и ресницы-опахала. Стиль богатых наследниц нулевых, семейства Кардашьян и инстаграмных див.