Вогнать в краску: как устроено бразильское уличное искусство
Pixo, характерный для Бразилии стиль стрит-арта, называют маргинальным младшим братом граффити. Это опасное трансгрессивное уличное искусство – и бразильские художники-pixadores хотят сохранить его именно таким.
вогнать в краску
Фотограф Ги Крист
Pixo – любимое развлечение уличных молодежных банд Сан-Паулу. Группировки изобретают собственный стиль и различают друг друга по малозаметным для посторонних особенностям почерка. Гибрид стрит-арта, криминального тотема, шифрованных посланий и экстремального спорта, pixo ценят не только за художественные достоинства, но и за дерзость исполнения – чем богаче и благополучнее район, куда по ночам пробираются граффитчики, чтобы застолбить территорию в символическом поле, тем выше их престиж в глазах конкурирующих групп. Опасность здесь вполне реальная: попавшись полиции, можно получить до трех лет тюрьмы за вандализм. «Pixo – это спорт трущоб, бро, – говорит Cripta Djan, один из самых известных художников, работающих в этом стиле. – Надо же парням как-то отдыхать».
Пиксадора Энери
Пиксадора Лала
Cripta Djan (Cripta – название группировки) открыл pixo для арт-рынка, причем довольно оригинальным способом: в 2008 году во время Биеннале в Сан-Паулу он нелегально расписал огромную инсталляцию, символизирующую пустоту современного бразильского искусства. Тогда же у pixo начал появляться мощный социальный подтекст. «Почему я начал рисовать? Да потому что в районе, где я жил, ничего не было – ни школы, ни больницы, ни нормального жилья. Pixo – это протест», – объясняет Ларас, другой популярный пиксадор.
Пиксадор VG
Пиксадор Cripta Djan
Gui Christ/guichrist.com