Microsoft купит разработчика Call of Duty и World of Warcraft почти за $70 миллиардов. Что это значит для игровой индустрии?
18 января стало известно, что Microsoft купит за $68,7 млрд компанию Activision Blizzard — разработчика культовых игр Call of Duty, World of Warcraft, StarCraft и Diablo. Уже на следующий день акции Sony (главного конкурента Microsoft в сегменте игровых консолей) на торгах Токийской фондовой биржи упали на 12,7%.
Геймерское сообщество всегда болезненно воспринимает подобного рода поглощения, да и у Microsoft уже сформировалась репутация «большой корпорации зла», которая придет и все испортит, поэтому в соцсетях дружно хоронят Blizzard.
Профессионалы игрового рынка, напротив, возлагают большие надежды на переход Activision Blizzard к Microsoft. Более того, игроки российского рынка уверены, что для корпорации это далеко не последняя крупная сделка в гейм-индустрии. В 2021 году объем инвестиций, публичных размещений и сделок слияния и поглощения в играх составил $85 млрд, это в 1,5 раза больше, чем в 2020-м. Комьюнити ожидает еще больше слияний и поглощений в ближайшие месяцы.
Нужно ли переживать за Activision Blizzard?
Да и у Activision Blizzard было немало проблем и без скандалов, связанных с харассментом. Директор по развитию бизнеса Heatherglade Тим Фадеев замечает, что Activision Blizzard без преувеличения легендарная компания с большой историей и громкими тайтлами, но они уже давно стали той же самой «корпорацией» и внутри у них немало проблем с менеджментом и структурой управления. Выстреливающих запусков давно не было, а релизы ожидаемых игр постоянно переносились. «Надеюсь, что приход Microsoft, Фила Спенсера и всех их финансовых и маркетинговых мощностей даст Activision Blizzard сильный буст и позволит и дальше делать легендарные игры», — говорит Фадеев.
Исполнительный продюсер Developers Unknown и руководитель московского офиса MotorSport Games Ренат Незаметдинов считает, что репутация «корпорации зла» появилась у Microsoft в связи с их политикой в отношении некоторых популярных программных продуктов.
«Но с точки зрения непосредственно игрового подразделения Microsoft и анализа его деятельности за прошедшие годы такое отношение мало того что неоправданно — оно ошибочно. Если посмотреть на то, что они делают, я бы скорее ожидал в будущем анонсов каких-то интересных новых проектов наряду с аккуратной и бережной поддержкой текущих игр Blizzard», — думает Ренат Незаметдинов.
Заместитель директора Центра стратегической аналитики и больших данных «Высшей школы экономики» Ольга Максименкова напоминает об осенних переносах релизов громких тайтлов Overwatch 2 и Diablo IV: «В индустрии настороженно относятся к долгостроям. Доброе имя Activision Blizzard было серьезно "потрепано" в прошлые годы. Сейчас делать выводы о конце популярных продуктов компании из-за перехода под контроль Microsoft рано».
Ольга Максименкова также говорит, что после поглощения Microsoft компании Mojang у геймеров были похожие опасения. На деле сообщество получило порт на множество неосвоенных платформ и едва ли не одну из лучших песочниц для обучения Minecraft Education.
Вселенная «пост & мета»
Что касается будущего рынка в глобальном смысле, Microsoft становится первой компанией на рынке с потенциалом создания собственной игровой метавселенной, об этом говорит Геннадий Клячман, директор по маркетингу международной холдинговой компании Green Grey. И это главный итог сделки. Геннадий Клячман предполагает, что в скором времени основной игровой продукт Microsoft — подписка Game Pass — соберет в себе все тайтлы Activision Blizzard, в том числе подписку на World of Warcraft, которая до сих пор остается одной из самых популярных многопользовательских онлайн-игр в мире. «В таком случае у Game Pass больше не будет равных еще очень долгое время. Для игроков сплошные плюсы: больше контента за те же деньги».
Новые возможности монетизации откроются и для разработчиков. Аудитория Game Pass будет расти, вместе с ней и потенциальный доход с каждого продукта. «Недавно был отличный комментарий Microsoft о том, что Game Pass уже сейчас позволяет запускать продукты, о которых раньше не могло и быть речи. Это даст импульс развитию индустрии: даже у небольших студий появится больше возможностей роста бизнеса, будь то разработка по заказу или новые собственные релизы, — благодаря интеграции в игровую экосистему Microsoft», — прогнозирует Геннадий Клячман.
О глобальных переменах на рынке игровых продуктов говорит и Ольга Максименкова. По ее словам, глобализация индустрии приводит к тому, что основные игроки начинают активное движение в сторону собственных экосистем, полностью покрывающих всю линейку спроса для игровой индустрии: от создания продуктов через их распространение до оперирования и обслуживания продуктов как сервисов. И Microsoft последовательно реализует эту стратегию.