Почему все обсуждают финал «Формулы 1»? Кто такой Макс Ферстаппен? Исчерпывающий гид по гонкам сезона 2021
Эта история началась в 2015 году. 17-летний парнишка Макс Ферстаппен стал пилотом «Формулы-1» — самым молодым в истории королевского автоспорта. После этого Международная автомобильная федерация (FIA) издала правило, по которому гонщиком «Формулы-1» можно стать только с 18 лет — таким образом, в ближайшие годы никто не сможет перебить рекорд Макса как самого молодого дебютанта.
Парнишка непростой — за спиной красивая история папы-гонщика. Не чемпиона, но известного пилота «королевского автоспорта» Йоса Ферстаппена. В Максе что-то увидел доктор Марко (консультант команды Red Bull Racing). Он был настолько впечатлен талантом юного дарования, что привел его в «Формулу».
Макс прославился не только своей скоростью, но и непростым характером. Агрессивный, дерзкий, порой не контролирующий свою речь. Если Макс брал подиум, его винили в неадекватном поведении, если Макс попадал в аварию, он мог обвинить коллег по гоночному цеху. Он мог пнуть машину или сразу после Гран-при Бразилии устроить драку с соперником французом Эстебаном Оконом, который совершил опасный маневр, спровоцировал драку и лишил его возможной победы.
Макс заработал себе неоднозначную репутацию: быстрый гонщик, но скандалист. Все поменял сезон-2021.
Многое изменилось после начала сотрудничества Red Bull Racing с Honda. Японские мотористы с 2019 года ушли к «быкам» от McLaren, чтобы сотворить историю. Сильный пилот Даниэль Риккардо покинул команду, предпочтя не конкурировать с юным и талантливым Ферстаппеном.
Сезон 2021 года обещал историческое событие: многие болельщики «Формулы-1» ждали, что будет побит мировой рекорд Михаэля Шумахера — семь титулов чемпиона мира. Mercedes AMG Petronas взяли подряд уже семь титулов конструкторов, а суперзвезда Льюис Хэмилтон — с перерывом на 2016 год (когда он потерпел поражение от напарника по команде и будущего чемпиона Нико Росберга) — в своем запасе после 2020-го имел как раз семь титулов.
Сезон 2021 начинался для команды «Мерседес» многообещающе — они победили в первой же гонке сезона в Бахрейне, хотя Ферстаппен дал бой. В Имоле победу одержал уже Макс, а Портимао и Барселона остались за Льюисом. Между пилотами шла напряженная борьба. Положение дел переломил этап в Монако — поул (первый стартовый номер на гонку. — Правила жизни) в квалификации взял пилот «Феррари» Шарль Леклер, но в квалификации разбил свою машину так, что механики не смогли ее починить к самой гонке. Мечте Леклера победить дома не суждено было сбыться, хотя бой лидерам смог дать Карлос Сайнс, который как раз в 2021-м перешел из «Макларен» в «Скудерию». Именно он попытался навязать борьбу Ферстаппену, но тот был вне пределов досягаемости.
Дальнейшие события можно описать как «триумф» Red Bull. Хотя в Баку Макс сошел из-за прокола, его соперник по чемпионату Льюис Хэмилтон заблокировал колеса на рестарте гонки и тоже остался без очков. На французском автодроме «Поль Рикар» в упорной борьбе победу одержал Макс и далее повторил успех в двух Гран-при Австрии подряд.
Болельщики «Формулы-1» увидели настоящее чудо: появилась надежда на то, что чемпионом в этом году может стать не семикратный Хэмилтон, а юный Макс. Тот самый, которого все осуждали за жесткий стиль, тот, кто пытался влезть в потасовку с Оконом. Даже фанаты Даниила Квята (хотя и не все) простили Макса после того, как тот стал встречаться с Келли Пике (мать ребенка Квята и дочь трехкратного чемпиона «Формулы-1» Нельсона Пике).
В одну секунду Макса полюбили все.
И тут пришло время первой настоящей драмы сезона-2021. Она случилась на домашней трассе Льюиса, британском Сильверстоуне. На первом же круге действующий чемпион отправил Макса в стену. Поблагодарим современные машины «Формулы-1», которые сделали большой шаг за последние годы по части безопасности: Макс остался жив, врезавшись в стену на скорости более 240 км/ч. После упорной борьбы с Шарлем Леклером из «Феррари» Льюис одержал победу, исправив положение в чемпионате.
Дальше — новый скандал, Гран-при Венгрии. Партнер Льюиса Хэмилтона по команде «Мерседес» Валттери Боттас случайно выбил шесть машин, включая прямых конкурентов из Red Bull. Макс чудом смог продолжить движение и вырвал несколько зачетных баллов в той гонке. Победил Эстебан Окон из Alpine, которого никто не считал фаворитом. Вторым приехал Льюис Хэмилтон, который после неудачного решения не ехать на пит-стоп был вынужден прорываться сквозь пелотон. Многим запомнилась его невероятная дуэль с другой легендой — Фернандо Алонсо.
После летнего перерыва гонщики приехали в Бельгию — этап в Спа. Его выиграл Макс Ферстаппен, хотя гонка оказалась скомпрометированной. Из-за сильного дождя пилоты преодолели всего лишь несколько кругов, заезд был остановлен, гонщики по правилам получили половинные очки.
После летнего перерыва Макс одержал оглушительную победу на родине в Зандфорте, Нидерланды. Гонка на этой трассе не проводилась с 1985 года, ни один из действующих гонщиков не соревновался на этой трассе.
Макс исполнил мечту любого гонщика «Формулы-1» — победил у себя дома. «Оранжевая армия», как называют голландских фанатов Макса Ферстаппена, сошла в тот день с ума! После этой гонки Макс триумфально возглавил чемпионат. Однако дальше все было не так просто.
За время летнего перерыва «Мерседес» что-то сделали с машиной, буквально заставив свой болид «летать». Страсти накалялись: в Монце Ферстаппен, выезжая с пит-лейн, инициировал аварию. Оба сошли, и победил Дэн Риккардо из «Макларен».
В Сочи внезапный дождь спутал все карты. Первым приехал Льюис Хэмилтон, вторым — Макс Ферстаппен, стартовавший из хвоста пелотона по причине замены двигателя.
В Мексике первый ряд на старте заняли Mercedes, однако Super Max, как его называют болельщики, вырвал победу и там.
Следующая гонка в Бразилии вновь стала темой для обсуждений и споров. После нескольких штрафов, из-за замены двигателя и штрафа за несоответствие заднего крыла болида регламенту, Льюис Хэмилтон стартовал последним в спринт-квалификации, а в гонке только с десятой позиции. Начало гонки выглядело многообещающе для всех фанатов Макса, в то же время на старте Ferrari едва не столкнулись (это напомнило фанатам 2019 год, когда Леклер и Феттель сошли после обоюдного контакта на той же трассе).
К финишу Льюис прорвался вперед настолько уверенно и агрессивно, что его новый мотор болельщики «Формулы-1» окрестили «космовозом». Стартовав из хвоста, он мог отыгрывать по полсекунды круга у Макса, что в F1 считается вечностью.
Чем ближе развязка, тем больше протестов и взаимной грязи.
Макс потрогал заднее крыло Льюиса на «Интерлагосе»? Денежный штраф! Макс пытался пропустить соперника, отдавая позицию в «Джидде»? Десять секунд штрафа Максу, хотя это Льюис протаранил его болид!
Фанаты буквально рвали волосы от досады, что шансов у Ферстаппена больше нет. Обвиняли FIA в обмане и страдали от осознания, что титульная гонка фактически завершилась.
Казалось, и на финальном Гран-при в Абу-Даби нет шансов.
В квалификации Макс взял поул и стартовал на «быстрых», мягкой резине. Но есть нюанс: они недолговечные, и, значит, придется раньше ехать на пит-стоп. К тому же уже на старте Ферстаппен потерял лидерство, пропустив вперед Льюиса Хэмилтона.
Максу повезло с напарником! Серхио Перес из Red Bull жестко защищался от Льюиса, позволив Ферстаппену вновь сблизиться с соперником по титульной гонке. Позже Макс назовет Серхио «настоящей легендой».
Но Льюис все равно отрывался. Все смирились с тем, что Хэмилтон побьет рекорд Михаэля Шумахера — семь титулов... и тут случилась авария, сильно сыгравшая на руку Максу: Николас Латифи из команды «Уильямс» разбил болид за пять кругов до финиша.
Ферстаппен успел заехать на пит-лейн за свежей резиной, Льюис — нет. Хэмилтон сказал по радио, что «гонка потеряна», и добавил много нецензурных слов. Как опытный гонщик и многократный чемпион, он сразу понял, что дело близится к провалу — ему предстояло на самой медленной резине Hard, к тому же изношенной, противостоять Максу на самом свежем комплекте Soft.
Вопрос титула решился на последнем секторе последнего круга последней гонки сезона. Впервые с 1974 года гонщики приехали на финальную гонку с равенством очков, и Super Max смог вырвать самую важную победу в своей карьере.
Фанаты плакали, смеялись, не веря в то, что видят происходящее наяву. Льюис Хэмилтон нашел в себе силы подать руку новому чемпиону.
Руководство Mercedes AMG Petronas сразу же подало апелляцию на итоги гонки, надеясь взять титул хотя бы с юристами. Но напрасно, после долгих разбирательств руководство FIA отклонило все протесты. А Макс Ферстаппен официально стал 34-м чемпионом мира по автогонкам в классе «Формула-1».
Что дальше? Когда Макс пересек финишную черту, он эмоционально сообщил директору Red Bull Racing, что хочет остаться в команде до конца карьеры и начать свою эру доминирования. Получится ли у него это? Узнаем в следующем сезоне.