Фотомонтаж, диагональная композиция, необычные ракурсы: как Александр Родченко изменил фотографию — на примере 5 кадров

Великому фотографу и художнику Александру Родченко — 130 лет. На примере 5 кадров показываем, как он повлиял на фотографию.
T

Фотомонтаж, диагональная композиция, необычные ракурсы: как Александр Родченко изменил фотографию — на примере 5 кадров

Великому фотографу и художнику Александру Родченко — 130 лет. На примере 5 кадров показываем, как он повлиял на фотографию.

Александр Родченко. Автопортрет. 1924 год. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

Имя Александра Родченко сегодня прочно ассоциируется с фотографией, хотя фотографировать он начал довольно поздно — свою первую камеру он купил в 1924 году, в возрасте 33 лет. К этому времени Родченко уже зарекомендовал себя как один из самых ярких представителей русского авангарда — живописец, скульптор, дизайнер, изобретатель и теоретик нового искусства.

В фотографию он попал через фотомонтаж — Родченко одним из первых в России осознал потенциал этой техники. Он начал использовать фотомонтаж в рекламе и журнальной иллюстрации — конструктивисты предпочитали его рисованной графике. В поисках нужных ему изображений он без устали штудировал советские и зарубежные фотожурналы, но довольно скоро стало понятно, что делать снимки самому гораздо эффективнее.

В день 130-летия со дня рождения Александра Родченко вместе с Мультимедиа Арт Музеем объясняем, что он сделал для фотографии, на примере пяти работ.

На этой работе хорошо видны преимущества фотомонтажа: соединив несколько изображений друг с другом, Родченко создает интуитивно понятный зрителю сюжет. Он практически дублирует знаменитое стихотворение Маяковского «Комсомольская», написанное на смерть Ленина:

...


Залили горем.


Свезли в мавзолей


частицу Ленина —


тело.


Но тленью не взять —


ни земле,


ни золе —


первейшее в Ленине —


дело.


...


Ленин —


жил,


Ленин —


жив,


Ленин —


будет жить...

Александр Родченко. Похороны Ленина. 1924. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

Композиция работы строится на восходящем движении красных лучей — слева направо, снизу вверх. От нескончаемого потока людей, вышедших отдать дань памяти погибшему, наш взгляд сначала поднимается к бездыханному телу Ленина. Затем — к улыбающемуся лицу вождя мирового пролетариата, оставившего позади свою материальную оболочку: почти религиозный образ, по-отечески оглядывающий оставшихся позади последователей. Не случайно во ВХУТЕМАСе Родченко преподавал именно композицию — ее понимание и построение для него всегда было ключевым.

Своих студентов во ВХУТЕМАСе Родченко приучал видеть линию как внутреннюю доминанту. Подобная композиция, выстроенная по диагонали, станет одним из самых узнаваемых приемов в фотографии Родченко и в авангардной фотографии в целом. В отличие от горизонтальных и вертикальных линий, балансирующих композицию, диагональ неизбежно нарушает сложившееся равновесие, привнося динамику и вектор движения.


Новая, динамичная композиция необходима для более точного изображения нового мира индустриализации и прогресса. Словами самого Родченко, «проще говоря, мы должны найти, ищем и найдем новую (не бойтесь) эстетику, подъем и пафос для выражения фотографией наших новых социальных фактов» (Предостережение // Новый ЛЕФ №11, 1928).

Александр Родченко. Девушка с «Лейкой». 1934. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

Родченко мечтал о создании новой системы видения. В своей статье «Пути современной фотографии» («Новый ЛЕФ», № 10, 1928) он писал: «Мы, приученные видеть привычное и привитое, должны раскрыть мир видимого. Мы должны революционизировать наше зрительное мышление. Мы должны снять с глаз пелену, называемую — "с пупа". Снимайте со всех точек, кроме "пупа", пока не будут признаны все точки. И самыми интересными точками современности являются точки "сверху вниз" и "снизу вверх" и их диагонали».

Александр Родченко. Пионер-трубач. 1932. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

В своих поисках он открыл две новые точки съемки, которые сразу начали называть «родченковскими ракурсами». На снимке «Пионер-трубач» мы видим один из них — лицо мальчика снято крупным планом резко снизу. Этот ракурс обычно применялся в портретах и при съемке архитектуры, подчеркивая массивность и величественность объекта. Впрочем, за использование этого приема Родченко нередко доставалось от критиков. Один из них остроумно назвал данный ракурс «пуговичной точкой зрения».

В 1919 году, работая в коллективе «Живскульптарх», Родченко придумал новую урбанистическую концепцию. Он считал, что в будущем, с развитием аэронавтики, главная точка зрительного восприятия окажется в небе, а город обрастет «верхним фасадом». Мечта о полетах над городом почти осуществилась — в поисках удачных кадров Родченко забирался на крыши и балконы, снимая уличную жизнь с неожиданного ракурса.


Попавшие в кадр объекты уличной жизни — случайные прохожие и их тени, автомобили, невысохшие лужи — оказывались винтиками в запутанном механизме функционирования городского пространства. Такой взгляд лишает зрителя возможности мгновенного узнавания — даже знакомые предметы в таком ракурсе выглядят совсем по-другому. Так этот эффект описывал поэт Николай Асеев: «Это новая форма видения, новая, не бывшая доныне в распоряжении человека, возможность ощущать предметы в их точном ракурсе, совершенно видоизменяющем все представления о пропорциях и соотношениях. Это поправка к зрительному восприятию, притупившемуся и притертому в обычном обзоре предметов в упор, с постоянного их обычного места» (О новом взгляде на мир // Вечерняя Москва, 1926).

Александр Родченко. Сбор на демонстрацию. 1928. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

На снимках города Родченко часто наклоняет линию горизонта. То, что на любых фотографических курсах сегодня будет воспринято как дилетантство, в его руках было эффективным приемом. У этого есть два объяснения. Во-первых, снимок становился динамичнее, а соединение привычных форм под новым углом способствовало появлению новых смыслов. Во-вторых, подобный наклон линии горизонта позволял расширить угол зрения 50-миллиметрового объектива родченковской «Лейки» — без этого, к сожалению, довольно ограниченный.

Александр Родченко. Сухаревский бульвар. 1928. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва



Конечно, Александр Родченко был не единственным фотографом, активно пользовавшимся этими приемами. В СССР 1920–1930-х появилось блестящее поколение авангардных фотографов: Аркадий Шайхет, Борис Игнатович, Георгий Петрусов и многие другие. Над теми же проблемами работали многие современники Родченко, зарубежные фотографы Ласло Мохой-Надь, Ман Рэй, Пол Стрэнд. Но именно Александр Родченко наиболее полно вобрал в себя главные особенности авангардной фотографии и сыграл ключевую роль в пропаганде нового способа видения, заслуженно получив мировое признание.

{"width»:1290,"column_width»:89,"columns_n»:12,"gutter»:20,"line»:20}
default
true
960
1290
false
false
false
[object Object]
{"mode»:"page»,"transition_type»:"slide»,"transition_direction»:"horizontal»,"transition_look»:"belt»,"slides_form»:{}}
{"css»:».editor {font-family: EsqDiadema; font-size: 19px; font-weight: 400; line-height: 26px;}"}