Как поставить Россию (а теперь и США) на «Самокат»: история Родиона Шишкова
сооснователь сервиса экспресс-доставки «Самокат»
Третий герой совместного проекта Правила жизни и подкаста «180 градусов» студии Brainstorm в партнерстве со Sber Private Banking Родион Шишков — сооснователь сервиса экспресс-доставки продуктов «Самокат». Шишков привык каждые три-четыре года начинать новое дело и погружаться в неизученное и незнакомое. Так было с несколькими собственными бизнесами, так было в компании Yota, где он отвечал за инновации, так было и в «Почте России», куда его позвали преобразовать неповоротливую государственную машину. Однако самый крутой поворот в жизни Шишкова случился едва ли не случайно, в 2017 году, когда он на спор сделал приложение для арендаторов бизнес-центров с набором базовых услуг. Впоследствии стартап преобразовался в «Самокат» — самую быстрорастущую компанию в российском фудтехе. Мы узнали у Шишкова, как ему удалось изменить онлайн-ретейл.
Слушать полную версию интервью в подкасте «180 градусов» студии Brainstorm
История сервиса доставки продуктов «Самокат» начиналась с полушуточного спора между Родионом Шишковым и петербургским девелопером Игорем Водопьяновым: а возможно ли сделать бизнес-центры более дружелюбными и диджитальными? Так появился Smart.Space — приложение, через которое можно было запросить различные услуги в нужную часть офисного здания. «Это были простые услуги — поменять лампочку, вынести мусор, заказать пропуск на территорию и так далее, — собранные в одном месте, где пользователю нужно просто нажать на кнопку», — вспоминает Шишков.
Пилотное приложение запустили на базе нескольких бизнес-центров, а потом — в жилом секторе. На этом этапе к стартапу присоединился Вячеслав Бочаров — бывший топ-менеджер «Магнита». Вместе Шишков и Бочаров расширили спектр оказываемых услуг с базового набора «счетчики, ремонт»: так в Smart.Space появилась уборка, химчистка и «Магазинчик» — кнопка внутри приложения, где можно было заказать товары повседневного спроса (туалетная бумага, соль, стиральный порошок и т. д.). Впоследствии «Магазинчик» вырос в отдельное приложение, которое мы теперь знаем под названием «Самокат».
Прежде чем превратиться в сервис, которым сейчас пользуются жители 22 российских городов, «Самокат» претерпел множество трансформаций. Так же складывалась и карьера самого Шишкова. Он начал заниматься предпринимательством в 19 лет и, кажется, перепробовал все: организовывал мероприятия, делал онлайн-магазин электроники, продавал стоковую одежду. А потом случился крутой разворот на 180 градусов — Шишков ушел заниматься инновациями в телекоммуникационную компанию Yota, в которую буквально «напросился». «Я влюбился в идею создания нового и прекрасного мира. Мне казалось, что это настолько очевидное совершение революции, что просто надо в нем быть, а там уже как пойдет», — рассказывает Шишков.
В Yota Шишков занимался музыкальным сервисом, будущим кинотеатром Okko (когда еще не было бума стримингов) и вообще всем непонятным и инновационным. А потом случилась сделка с «МегаФоном», и Родион решил, что больше ему в компании делать нечего.
Здесь случился еще один крутой разворот в карьере: из компании, строившей мир будущего, Шишков ушел на пост заместителя генерального директора по новым продуктам в «Почту России», которая в тот момент нуждалась в трансформациях. «После ухода из Yota я несколько месяцев ходил по улицам Петербурга, думал о том, чем хочу заниматься. Начал делать пару небольших стартапов. "Почта России" случилась со мной вот в каком ключе: в моей голове есть место, до конца мною не изученное, которое разговаривает со мной на тему долгов перед Родиной. И когда ко мне пришла "Почта", мне показалось, что это тот самый мой гражданский долг. Я сходил, отдал и вышел довольный собой», — комментирует Шишков.
История с «Самокатом» началась примерно через четыре года в «Почте России» — Шишков неоднократно говорил в интервью, что ему каждые три-четыре года необходимо делать что-то новое. «Самокату» в январе исполнится как раз четыре года — но эта глава в жизни Родиона еще не закрыта: недавно он вместе с Бочаровым запустил сервис доставки продуктов и товаров для дома Buyk в США, и для предпринимателей это новый цикл и новый вызов.
Мы поговорили с Шишковым о том, как рождаются инновации и как научиться смотреть на мир шире.
О том, что такое
Успешный продукт
В моем понимании, успешный продукт зачастую отличается от неуспешного именно тем, что он создается вовремя и попадает в цену. Этого оказывается вполне достаточно: общество созревает со своим запросом и ищет ответ. Оно не знает, где его искать. Потребитель не знает, что поможет ему, например, лучше выстраивать свои отношения со временем или лучше выстраивать отношения со знаниями — с чем угодно. Но запрос уже появился. В этот момент открывается окно для вашего продукта. И если это продукт, попадающий в цену, то он взлетит.
О талантливых
предпринимателях
Талантливый предприниматель обязательно должен чувствовать время, но этого недостаточно.
У меня есть картинка, которую я сам себе нарисовал для простоты восприятия. Выглядит она примерно следующим образом. Если мы не говорим о предпринимательстве в контексте чего-то уже существующего, а говорим о предпринимательстве как инновации, то никакого предопределенного будущего нет. Оно может существовать в одном из множества вариантов. То, что делает в этой ситуации предприниматель, — он на самом деле играет за команду одного из конкретных вариантов. То, за какую команду мы играем, определяет вероятность того или иного будущего. Талантливый предприниматель понимает, какая команда может быть частью реального будущего, а не просто фантазией про будущее от сегодняшнего дня. Это тоже важный элемент успеха. Но самый важный — он про то, что надо просто не бояться брать что-то в руки и совершать очень, очень много действий, прикладывать очень, очень много сил. А еще не бояться менять все предположения, с которыми ты стартовал. Это то, о чем зачастую забывают говорить те, кто добился успеха.
О страхе
Риск и предпринимательство — неотделимые вещи. Предпринимательство — это риск. Дальше личный выбор каждого предпринимателя, насколько далеко он может и хочет зайти.
У меня очень высокий порог восприятия рисков: не чувствую тех рисков, которые многих останавливают, для меня они являются нормой. Я не хвалюсь — это, возможно, не от большого ума. Знаете, я часто меньше думаю там, где имело бы смысл подумать подольше. Это такой сложный бегунок, который в разных ситуациях должен перебегать в одну сторону или в другую, часто уходит в какие-то экстремумы. Но если говорить о каких-то важных решениях, поворотных для бизнеса (например, изменение бизнес-модели), они даются очень легко, я их совсем не боюсь.
О том, как рождаются
инновации
Я чувствую себя очень комфортно в состоянии, когда не очень понятно, что делать дальше. Оно для меня очень продуктивно. Внутри этого состояния я и придумываю что-то, во что сам могу поверить, куда могу позвать других людей. Инновации почти всегда рождаются из остановки, они требуют слома ритма. Если ты находишься в неизменном ритме, то не настроишься на изменения. Что-то должно ломаться. Если оно не ломается само, надо его сломать, и тогда через какое-то время появляется понимание того, куда надо на самом деле идти.
О том, сколько времени надо
ЗАЛОЖИТЬ ПОД ИДЕЮ
Любая инновация связана с ошибками. В инновацию нельзя играть в короткую. Например, в начале развития «Самоката» мы приходили к потенциальным инвесторам и партнерам и каждый раз слышали что-нибудь в диапазоне от «это полная фигня» и «кому нужны ваши две тысячи SKU (единица складского учета. — Правила жизни), когда можно заказать в другом сервисе с ассортиментом в 20 тысяч» до «это нишевый продукт, в лучшем случае, наверное, вашими клиентами станут...», дальше предположения — от мам с шестью и более детьми до чего-нибудь еще. В первый операционный год, когда у нас были реальные заказы и клиенты, нас не слышали вообще. А мы все это время разрабатывали технологии, улучшали продукт, готовились к тому, чтобы его масштабировать.
Чтобы понять, что вы правда вложились в идею и приложили максимум усилий для ее успеха, надо потратить хотя бы пару лет, иначе это будет нескончаемый ряд сожалений о том, что не доделали, а потом оно случилось и превратилось во что-то прекрасное, но не вашими руками и не такое прекрасное, как если бы это сделали вы.
Попытка засчитывается, только если это серьезная попытка. Это как минимум два года. Посидели, поболтали, после этого сделали десять звонков и месяц что-то пробовали — это не попытка! По крайней мере, в инновациях.
О конкуренции
Это неизбежное и естественное явление. Экономика так устроена. Случается инновация, если она показывает свою жизнеспособность, то возникает сначала какое-то количество конкурентов, потом еще бо́льшее количество конкурентов, потом конкуренция из продуктовой области перетекает в ценовую, а позже попадает в ситуацию идеальной конкуренции, когда никто ничего не зарабатывает, и развиваться такая модель больше не может. Это какой-то совсем базовый цикл. Мы к нему относимся так же, как например, к погоде. Это не совсем мотиватор, а скорее хороший способ напоминать себе о важности скорости. А еще это контрольный критерий — ты понимаешь, в какой момент через какие фазы проходишь: ага, вот появились последователи; ага, вот пришли большие деньги у последователей; ага, наконец они отклеились от нас и делают что-то другое, и это тоже сообщает о стадии развития рынка, о стадии развития продукта, зрелости, отношений с клиентом. Это полезно.
О провалах и о том,
Чего не терпят идеи
У меня в жизни были большие провалы, их было больше, чем удач. Например, Yota bank, который мы готовили под названием Round. В этом проекте мы решились создать банк в его неклассическом понимании. Это то, что сейчас называется каким-нибудь финтех-сервисом. На самом деле мы просто делали реалтаймовый банк — с мгновенным отображением всего, с честной интеграцией, со всеми транзакционными системами типа валютных бирж. Это совсем простая по сегодняшним понятиям вещь, но для 2010 года это была дикость, дичь. Нам задавали все те вопросы, которые обычно задают про инновации, те же вопросы, которые мы слышали в отношении «Самоката»: «кому это вообще нужно?», «эта ниша для хипстеров!» и много чего еще. К сожалению, нам не хватило сил доделать продукт, во многом потому, что как раз в этот момент компанию начали раздирать уже какие-то внутриполитические вопросы объединения с «МегаФоном». А идеи этого не терпят. Особенно сложная инновационная идея — она требует, чтобы ее любили. С ней все время надо быть, про нее надо думать, про нее надо говорить, ей надо делиться. Если ты отвлекаешься, она выхолащивается и превращается в пустышку. К сожалению, так и случилось. Оборачиваясь назад, я понимаю, что мы стояли прямо на самом краю огромнейшего успеха.
О своевременности
У меня не бывает сожалений о том, что мои идеи выстрелили позже. Но в таких ситуациях я часто вспоминаю один из фильмов Вуди Аллена — «Римские приключения». В этом фильме сам Вуди Аллен играет американского театрального режиссера, который приезжает в Италию и ставит там спектакль. На следующее утро он с женой читает рецензии. Естественно, они написаны по-итальянски. Его жена читает: «"диретторе имбечиле". Вуди Аллен ее переспрашивает: "А что они пишут?" — "Слушай, они пишут, что ты опередил свое время!" Вот у меня, скорее, бывает такое ощущение. Ведь на самом деле опередить время — это то же самое, что опоздать. Это просто ошибка, просто ты не попал. То, что потом свершилось 10–15 лет спустя, — это уже другая история.
О российском
Подходе к инновациям
Россия правда очень развита в финансовых сервисах. Можно еще несколько областей перечислить через запятую, но смысл просто в том, что правда Россия в силу... Знаете, это тоже странный разговор. Производит ли это Россия? На самом деле, всегда производят люди. У каждого успеха есть человек или очень небольшая группа людей, которые его создали. Несколько парадоксальным образом оказывается, что Россия — продуктивная среда для некоторых типов инноваций. Эти инновации совершенно мирового качества.
Здесь на нас очень сильно влияет то, что мы всегда готовы начинать с самого начала и не держаться ни за что, что у нас уже есть. Мы готовы махнуть на это рукой и сказать: «Мы сейчас придумаем всё от начала и до конца» — в то же время, как европейский бизнес в большей степени (американский, может быть, чуть в меньшей степени) очень аккуратно относится к тому, что у него есть, и стремится, скорее, это развивать. Причем это история даже не про сохранение имеющихся активов, а это история про способ мышления, то есть что-то уже есть, и мы будем развивать это. А у нас любимая история — прямо с алфавита начинать придумывать.
При этом есть у нас и некая национальная, что ли, черта, которая называется «нет пророков в своем отечестве»: что если мы что-то сделали, то не могли же мы что-то хорошее сделать, мы, наверное, сделали что-то так себе, а по-настоящему хорошее сделали какие-нибудь люди прекрасные, рожденные от богов, живущие за границей. Это распространяется примерно на всё.
О Buyk
Это отдельная компания. Она имеет некоторое отношение к «Самокату», потому что она лицензирует технологии «Самоката». Почему нам интересно сделать Buyk? Нам представляется, что попадание «Самоката» во время примерно идеальное. Он не должен был появиться раньше. Это было бы потерей времени. «Самокат» вошел в идеальную точку. В данном случае это чистый бизнес. Нам кажется странным не использовать такую возможность на еще одном огромном, очень интересном рынке (речь идет о США. — Правила жизни). Кстати, этот рынок в той области, в которой занимаемся мы, от России отстает ровно на четыре года, то есть на те самые четыре года, которые мы в России развиваемся.
основатель международной школы программирования «Алгоритмика»
первая в России женщина-шеф-повар со звездой Michelin
ЕКАТЕРИНА
АЛЁХИНА
Андрей
Лобанов
Ольга
ускова
Михаил
Иванов
основатель и президент ГК Cognitive Technologies
Сооснователь издательств Smart Reading и «Манн, Иванов и Фербер», триатлет