Ольга Ускова — о бунтарстве, искусственном интеллекте, будущем и Cognitive Technologies
основатель и президент ГК Cognitive Technologies
Вторая героиня совместного проекта Правила жизни и подкаста «180 градусов» студии Brainstorm в партнерстве со Sber Private Banking Ольга Ускова — соосновательница и президент ГК Cognitive Technologies, создающей системы искусственного интеллекта. В декабре 2019 года Ускова и Сбер основали совместное предприятие на базе CT — Cognitive Pilot, сосредоточенное на развитии беспилотного транспорта в России. В карьере и жизни Ольги было немало кульбитов: от трагической потери друга и наставника до войны за собственный бизнес в лучших традициях 1990-х. Но они не выбивали Ускову из колеи, и вот сейчас она в каком-то смысле отвечает за наше ближайшее технологическое будущее. Рассказываем историю героини с самого начала.
Слушать полную версию интервью в подкасте «180 градусов» студии Brainstorm
Родившаяся в семье Анатолия Ускова, заведующего лабораторией искусственного интеллекта ВНИИСИ РАН и одного из создателей «Каиссы» — знаменитой шахматной компьютерной программы,первого чемпиона мира, — и с младенчества привыкшая к тусовкам с известными профессорами, академиками, лириками и диссидентами в прокуренной квартире, Ольга никогда не пыталась изображать из себя кроткую профессорскую дочь. Чтобы оценить крутой нрав Усковой, достаточно узнать историю ее поступления на факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ. Перед самым выпуском из рабоче-крестьянской школы № 515 (родители делали ставку скорее на высшее, чем на среднее образование) в стране началась очередная антиалкогольная кампания, и десятиклассников было решено отвезти в Кремлевский дворец съездов, чтобы отметить окончание школы «цивильно». «Это была такая жуткая, унылая тоска, — вспоминает Ольга. — Я собрала 35 одноклассников на квартире, мы веселились, выпивали, получился нормальный выпускной. Директор, правда, предупредил, что если я такое проверну, меня лишат золотой медали». Не солгал: медали Ускову лишили, в МГУ надо было поступать в общем потоке, но она и подачу документов пропустила — отправилась с друзьями сплавляться на байдарках.
Отцу Ольга заявила, что все равно собиралась посвятить год рок-кабаре, но ученый этот план не оценил и отправил дочь в МИСиС на кафедру инженерной кибернетики.
Институт был для Ольги замечательным местом, где «многие необычные люди начинали необычную жизнь». Например, однокурсники Усковой Михаил Фридман и Герман Хан занимались приватизационными аукционами и открыли компанию по скупке ваучеров.
Саму героиню все-таки кренило в сторону программирования и вычислительной техники, хотя диссертацию пришлось защищать по теме «Моделирование выращивания монокристалла кремния». К защите не допускали без научных публикаций или выступлений на конференциях. Ольга выбрала второе и на конференции по ИИ познакомилась с гуру этого направления профессором Дмитрием Поспеловым и молодым доктором наук Александром Блишуном. «Саша был основоположником всей серьезной тематики по искусственному интеллекту, — объясняет героиня. — Смог оценить мои высокие научные достижения и мозги, начал опекать и пригласил на заметную должность в команду».
Спустя пару лет произошел первый поворотный момент: Блишун погиб в автокатастрофе, когда ехал за билетом на самолет для Ольги — они собирались на очередную конференцию. Героиня практически сразу ушла из команды Поспелова: не смогла простить, что он предпочел конференцию похоронам друга. Параллельно Ольга пережила личную драму — развод с первым мужем. Не привыкшая оставаться не у дел, Ольга пришла в группу к коллеге отца по «Каиссе» Владимиру Арлазарову и в 1993 году поспорила с ним на бутылку водки, что создаст компанию, занимающуюся искусственным интеллектом. Так образовалась Cognitive Technologies.
Команда Cognitive всю свою историю занималась ИИ. С годами менялся лишь продуктовый ряд. К началу 2000-х компания выросла в системный, приносящий прибыль бизнес и занимала первые места в отраслевых рейтингах. Прыжок к теме беспилотного транспорта произошел в 2012 году, когда к Ольге в кабинет зашли муж с приятелем и заявили: «Будем заниматься беспилотниками». Вместо инвестиционного меморандума они показали, как в коридоре игрушечная машинка сама играет в футбол. По их мнению, это означало, что искусственные мозги для беспилотного автомобиля были изобретены. Ольга месяц от них отбивалась. В отличие от коллег, она понимала, что это повлечет за собой организационные изменения и в команде, и в жизни, и в стране, и даже в мире. Действительно, сегодня Cognitive очень серьезно влияет на глобальные отраслевые процессы. «Это как раз была одна из реперных точек, когда жизнь изменилась», — утверждает Ускова.
В декабре 2019 года компания Усковой обрела финансового партнера в лице Сбера. Так появилась «дочка» Cognitive Pilot, в которой Ольга занимает место генерального директора. «Партнерство со Сбером дало ощущение масштаба — что мы перестанем быть локальным игроком и достигнем космических высот. Мы даже поспорили с Грефом: я сказала, что к 2025 году мы по капитализации обгоним Сбер. Он посмеялся, но записал».
Мы поговорили с Ольгой Усковой о том, как она относится к своему ухабистому и щедрому на крутые повороты пути и что думает о людях, меняющих мир.
Об умении адаптироваться и начале
большого пути
«Начало большого пути компании совпало с началом большого пути страны. В начале 1990-х в России нечего было есть. С голодухи я и затеяла бизнес. Для того чтобы жить, содержать сына, нужно было чем-то заниматься. Когда человек понимает, что не может не сделать следующий шаг, у него, по сути, нет выбора, тогда происходит переход на качественно новый уровень.
Как раз к тому моменту лаборатория ИИ Института системного анализа РАН по контракту с "Худлитом" разработала довольно перспективную систему оптического распознавания, которая называлась Tiger. В мире таких систем на хорошем промышленном уровне было штук десять. Для ее продвижения и была создана Cognitive Technologies.
Первая версия Tiger хранилась на семи дискетах, для которых нужна была упаковка, а денег у нас не было. Мы решили проблему, заказав коробки на зефирном заводе, мой брат нарисовал на крышке забавного тигра на ножке, и продажи пошли полным ходом. Иногда системы мы продавали по бартеру: например, как-то команде прислали коробку шерстяных носков с раздельными пальцами для лучшей терморегуляции. Это была суперинновация, мы все их носили.
Продажи распространились за пределы России. Правда, выяснилось, что похожий бренд Tiger уже зарегистрирован в США, и мы были вынуждены переименоваться в CuneiForm ("Клинопись").
О некоторых реперных
точках
Нам на старте несколько раз повезло: у нас действительно была очень сильная математика, и американский Corel Corp за очень большие по российским меркам деньги встроил нашу библиотеку в свою систему. Мы на них закупили компьютеры и обошлись без внешних инвесторов. А дальше, в 1994-м, на нас обратил внимание Hewlett-Packard. Меня привели на встречу с его российским главой Борисом Щербаковым и сказали: «Боря, у тебя в Hewlett сканеры, а у этих ребят классная система, рекомендуем». Нас тестировали в России, в Австрии и Штатах. В итоге HP заключил первый контракт с российской софтовой компанией по комплектации сканеров, поставляемых в Россию нашей OCR CuneiForm.
В общем, мы им очень понравились. До нас сканеры у них не были продвинутым направлением. И как только мы начали промоутировать совместное решение, у них в течение года в России случился троекратный рост продаж, и они смотрели на нас как на маркетинговый феномен.
Мы изучали все с самого нуля: что такое международные стандарты, что такое OEM-контракт, какие требования, юридическая часть. Это была великая школа, при этом очень человеческая. Никто не должен был с нами возиться. Мы конкурировали с ведущими мировыми компаниями: Omnipage, Recognitа.
Весь бизнес в принципе человеческие истории, тут есть только люди и больше ничего.
О революционных
изменениях
Направление ИИ, наверное, до начала 2000-х оттачивало свое мастерство на игровых задачах, таких как шахматы или го. Добившись серьезных результатов в этой зоне, перенести их на реальные бытовые приложения не удалось. Игровые программы уперлись в проблему мощности компьютеров. Требовалось слишком много ресурсов: иная микроэлектроника, хранилища данных. Разработчики смогли добраться только до модели мозга лягушки. Чтобы дойти до мозга человека, пришлось бы ждать более 60 лет.
К 2012 году стало ясно, что многие процессы нелинейны. Вместо того чтобы собирать скульптуру, как паззл, по фрагментам, можно взять кусок мрамора и отсечь лишнее. Нейронные сети и стали неким аналогом долото: вы берете весь массив данных, слой за слоем снимаете лишнее и получаете результат. Это время — начало общемировых революционных преобразований в программировании, математике, искусственном интеллекте, поворотный момент, переход копившихся годами количественных изменений в качественные. У Маркса с Лениным это все хорошо объяснено.
В 2012 году мы как раз и перешли к активной фазе разработок ИИ для беспилотного транспорта.
О том, как выжить в эпоху
Технологической
РЕВОЛЮЦИИ,
И ОБ эволюции
Технологическая революция, связанная с массовым переходом человечества к принципиально новым технологиям, основу которых составляет ИИ, началась в 2010-х и нарастает по сей день.
Рано или поздно старые, привычные формы жизни — экономические, финансовые, социальные, физиологические — исчезнут, и надо будет соображать, как кормить семью, взрослеть, жить, стареть.
Но это естественный процесс, который уже неоднократно происходил в истории. В теории эволюции существует концепция, состоящая из трех ключевых пунктов. Первый — цикличность. Каждый из нас рождается с определенным набором нейронных связей. Это генетически обусловленная вещь — тот формат, запас, объем, мощность, энергия и инструмент, которыми вы владеете благодаря вашим предкам. В них заложена вся информация: от рыбы, которая вылезла из воды, до текущего состояния. Этот мощный внутренний инструмент совершенствуется из поколения в поколение. Человек живет очень мало — каких-то 80 лет. Ты только начал что-то соображать, и раз — тебя уже нет. Как тогда осуществляется эволюционный процесс, как передавать знания? Цикличностью! Все процессы в мире цикличны. Любое повторение записывает в нейронную карту новый навык, поэтому те, кто приспособился к предыдущим петлям, легче переживают настоящие.
Второй пункт — это целеопределенность. Организм человека устроен по принципу экономии энергии. И если вы перестаете пользоваться каким-то своим инструментом, он вырубается. Например, если человек вышел на пенсию и отказался от всякого труда, он умрет очень быстро, потому что организм отключит приобретенные навыки.
В этом смысле мы сами себя выращиваем и сами себя убиваем — к сожалению, мало кто это понимает. Человек всегда должен себе ставить цель. Не просто так ставить, потому что тебе преподаватель сказал. Это то, что в массах называется верой. Вера как раз и есть цель. Она не может быть сиюминутной. Если вы во что-то верите, то движетесь в определенном направлении, прокачиваете свои нейронки определенным образом.
Третий пункт — инструментальный базис. То есть доступный нам набор инструментов для выживания. Мы сегодня сталкиваемся с целым рядом глобальных проблем. Перенаселение планеты: наши системы не способны обслуживать больше семи миллиардов человек, мы не успеваем за собой убирать и себя кормить. Нарушение порога резистентности: в каждом виде существует максимальное количество контактов, которое могут выдержать особи. Волки сбиваются в стаи до 40 особей, дельфины — до 100. Лишних отселяют или убивают. В этом смысле превысившее порог в 7 млрд человечество с приходом интернета, социальных сетей свой уровень резистентности критично нарушило. Слишком много общения, психика не выдерживает. Человечеству больно. И выжить на новом витке эволюционного отбора при такой скорости роста популяции, недостатке пищи, перенаселении, избытке общения и так далее без искусственной прокачки, без умных помощников невозможно. Это, к сожалению, данность. Поэтому возникновение роботов — естественная история.
О будущем, которое
Вот-вот наступит
Для предотвращения коллапса, связанного с перенаселением планеты, сегодня в мире активно развиваются трансгуманистические направления по мере замены изнашиваемых биологических органов. Кроме этого нас спасет колонизация, потому что места на Земле перестанет хватать. Илон Маск занимается совершенно естественной деятельностью, супертрендом. Иначе человечество ждет очень серьезная сегрегация на нужных и ненужных и перевод биологических организмов в виртуальные миры.
О роли личности
в истории и боге
Лев Толстой, однозначно, гений, и то, что он говорил по поводу коллективного сознания, сегодня имеет серьезное подтверждение. Что же касается роли личности в истории, то, по его мнению, она ничтожно мала — историю вершат народные массы. Личность в этом смысле — интерфейс. Когда происходит какой-либо глобальный процесс, в который вовлечена значительная доля населения Земли, и возникает некоторая триггерная точка, которая сосредотачивается на определенной личности, она и становится двигателем этого процесса. Единственное, в чем я не согласна с Толстым, — что у этой точки как бы не должно быть роли. Роль есть. Личность может и не вытянуть по тем или иным причинам: убили, умер от рака, как Стив Джобс, — тогда ситуация провиснет, может отодвинуться, может пойти другая эволюционная роль.
Я считаю, что личность выражает направленность движения общей, коллективной энергии. В этом смысле Илон Маск является безусловным триггером и лидером нового мира. И таких людей некоторое количество в самых разных зонах, но это даже не их выбор.
Понимаете, многие ученые в области квантовой физики в какой-то момент приходят к осознанию божественного, внешнего управления, к тому, что случайности не случайны. Более того, они собираются в некую последовательность. Я не видела ни одного хирурга или физика-теоретика, которые назвали бы себя атеистами. С опытом понимаешь, что некоторые вещи просто невозможно объяснить.
Вот как вы объясните, что не связанные друг с другом команды (Cognitive Pilot и Tesla) на разных континентах начали заниматься одновременно одним и тем же приложением ИИ? Мы не общались, не обменивались информацией. Заметьте, что в тех отраслях, которые становятся значимыми и превалирующими, происходит именно так. Так было в свое время и в ядерной физике, и в электромагнетизме. Я считаю, что у человечества есть некая общая цель или, если хотите, путь».
основатель международной школы программирования «Алгоритмика»
первая в России женщина-шеф-повар со звездой Michelin
Андрей
Лобанов
ЕКАТЕРИНА
АЛЁХИНА
Родион
Шишков
Михаил
Иванов
сооснователь сервиса экспресс-доставки «Самокат»
Сооснователь издательств Smart Reading и «Манн, Иванов и Фербер», триатлет