Фан-клуб: в чем секрет популярности футбола в России и мире

За что мы так любим футбол? Вопрос отчасти риторический, но сложный и неоднозначный. Многие ценят игру за чувство азарта и общности, кого-то футбол увлекает не только победами, но и поражениями. Часть из нас играет на площадке возле дома, а кто-то очаровывает целые стадионы. В чем феномен популярности футбола и почему сегодня эта игра стала частью российского культурного кода — разбираемся в совместном проекте с официальным партнером сборной России, платежной системой «Мир».
Фан-клуб: в чем секрет популярности футбола в России и мире
Alexander Nemenov/AFP via Getty Images

В чем причины популярности футбола? Существует множество мнений, в том числе — научные. С точки зрения немецкого философа Петера Слотердайка, интерес к футболу в насобусловленэволюционно. С появлением собирательства и земледелия охотничьи инстинкты становились нужны человеку все меньше. Но футбол до сих пор является для людей неким катализатором и возвращает нас к древним «атавизмам». Все дело в чувстве торжества, которое человек получает на поле, забивая гол. Мозг воспринимает это как попадание снарядом в добычу, которая при этом пытается защититься.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Еще один фактор популярности футбола — это его доступность. Для игры подойдет практически любая площадка и шарообразный предмет, имитирующий мяч. Футбол не требует специального оборудования или экипировки, если только речь не идет о профессиональной игре. И именно поэтому первые игры, похожие на современный футбол, появились еще в древности. Официально пинать «мяч» ногами начали в Китае больше двух тысяч лет назад. Тогда игра называлась «куджу», а ее участники бегали по квадратной площадке. Вскоре футбол появился и в других развитых цивилизациях. Правила игры и материалы, из которых изготавливали мяч, отличались от культуры к культуре. Австралийцы использовали шкуры сумчатых крыс. Эскимосы — траву, шерсть или мох. А египтяне — льняные и тканые материалы, перевязанные бычьими жилами.

Китайский император Тайцзу Сун (21 марта 927 — 14 ноября 976) играет в Цуджу с премьер-министром Чжао Пу.
Китайский император Тай-цзу из династии Сун играет в к куджу с премьер-министром Чжао Пу. Цянь Суань, ок. 1300-го.
Alamy/Legion Media

По мнению немецкого историка Кристианы Айзенберг, во многом успех футбола обусловлен социальными факторами. Здесь оказывается крайне важна сила разнообразия ролей на поле. Игроки могут быть нападающими, защитниками, вратарями, и этот факт позволяет каждому в команде проявлять индивидуальность и артистизм. Но в то же время футбол взывает к духу солидарности, где и спонтанность, и расчет работают на победу команды.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И если на протяжении столетий правила игры отличались в разных странах, то в 1863 году все изменилось. В Англии появилась Футбольная ассоциация (FA), а вместе с ней четкий регламент, который институционализировал игру. Футбол стал безопаснее (по сравнению с тем же регби) и, как следствие, доступнее для работающих людей. А еще — правила помогли футболу сохранить самостоятельность и дали развитие в соответствии с собственным характером. Именно эти факторы сделали игру такой, какой мы знаем ее сегодня, — смелой, воодушевляющей и полной легенд.

В этом смысле расцвет футбола пришелся на XX век, полный незабываемых побед и поражений, блестящей командной игры и ярких самодостаточных героев. И речь не только о мировом футболе, но и советском, который также славился громкими победами и именами. Многие слышали (а кто-то был свидетелем) о легендарных матчах с советским вратарем Львом Яшиным, нападающим Эдуардом Стрельцовым или полузащитником Валерием Ворониным. Советские игроки принесли своей стране победу в чемпионате Европы — 1960, Кубке Европы — 1966 и на Олимпийских играх — 1988. А еще — подарили Советскому Союзу мировое уважение и авторитет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Конечно, в России, как и в любой стране, любовь к футболу формировалась комплексно. Имели место и социальные, и исторические факторы, и доступность игры. Нередко российские болельщики вдохновлялись футболом благодаря приезду иностранных команд в нашу страну или просмотру матчей по телевизору. Но ничто не заставит человека полюбить игру сильнее, чем чувство общности, которое приносят победы и поражения. Зарубежные примеры, безусловно, вдохновляют, но достижения соотечественников дают возможность особенно сильно прочувствовать свою причастность к игре и судьбам ее героев.

Сегодня любовь россиян к футболу стала частью культурного кода страны. За близкие по духу команды болеют не просто люди, но и целые компании, бренды. Футбол дарит своим болельщикам новые смыслы и ценности, в том числе — материальные.

Матч Россия — Саудовская Аравия в «Лужниках», 14 июня 2018 года. Russia.
Матч Россия — Саудовская Аравия в «Лужниках», 14 июня 2018 года. Russia.
Clive Rose/Getty Images

Платежная система «Мир», официальный партнер сборной России по футболу, запустила серию специальных предложений для болельщиков. 1 сентября 2021 года стартовал новый этап отборочных матчей чемпионата мира, и держателям карт «Мир» доступно множество преимуществ.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Для тех, кто не пропускает ни одной игры любимой команды, за покупки на сайте и в приложении онлайн-сервиса more.tv доступен кешбэк 20%, а за оплату подписки на KION вернется 30% от суммы покупки. Если вы любите не только смотреть футбол, но и играть в него, приятным бонусом станет кешбэк 15% по карте «Мир» за любые онлайн-покупки в магазине adidas.

Российские болельщики также получат кешбэк 15% на карту «Мир», если закажут еду в приложении «Бургер Кинг» в дни матчей сборной. А те, кто особенно соскучился по живому футболу и будет на игре 11 ноября, получат кешбэк 10% за покупку авиабилетов на Ozon Travel или за бронь отеля через Ostrovok.

Зарегистрируйте вашу карту «Мир» на сайте и станьте частью «Сборной выгодных предложений». Акция действует до 14 ноября и включает кешбэк и скидки до 90% на товары и услуги в нескольких категориях.