Правда или вымысел: сюжет о том, как вилка и нож стали инструментами расизма и колонизации
Сюжет 1
Столовый нож и вилка — инструменты расизма,
считает популярный гастрокритик
«Столовый нож и вилка — инструмент расизма и колонизации, которые часто используют для подавления меньшинств в западном обществе» — такое заявление сделала гастрокритик Джошна Махараджи. В качестве примера Джошна привела историю своей подруги, чья племянница ходит в престижный детский сад. Недавно родителей девочки пригласили на разговор с воспитателями. Предметом встречи стало поведение ребенка во время обеда: в отличие от других детей, девочка брала еду руками. Родителям вежливо, но настойчиво предложили преподать дочери уроки поведения за столом.
Эта история привела гастрокритика в ярость. По ее словам, даже говорить детям о том, что есть руками бескультурно, — это стыдливая форма расовой дискриминации, которая особенно опасна в образовательном контексте: дети могут решить, что есть руками — примитивно и дико, а столовые приборы — необходимы для культурного поведения за столом. «Переучивать детей — значит повторять практику европейских завоевателей в колониях», — возмутилась Махараджи. По ее словам, подчиняя себе новые территории, колонизаторы использовали в том числе правила этикета для окультуривания аборигенов, разрушая местные традиции. Сама гастрокритик родилась в Канаде, в семье индийских мигрантов, и проживает в Торонто. Как вспоминает Джошна, еще в раннем детстве она сама с удовольствием ела руками рис и другие блюда родной кухни, хотя родители научили ее пользоваться ножом и вилкой.
Махараджи приучила многих друзей есть только руками в публичных заведениях вроде кафе и ресторанов. Гастрокритик уверена, что единый стандарт поведения за столом — это форма пропаганды расизма и превосходства европейской цивилизации, которая незаметно внедряется в сознание людей как минимум трижды в день.
Выступление критика вызвало бурную реакцию в англоязычном сегменте соцсетей: тема расизма — одна из самых острых в современном обществе. И у ее позиции нашлось немало сторонников. «Многие блюда можно и нужно есть руками — таким образом питаются более миллиарда людей по всему миру, — пишут люди в соцсетях. — Делать это можно элегантно и аккуратно, никак не оскорбляя присутствующих за столом».
С позицией Махараджи и ее сторонников в корне не согласился британский депутат-консерватор Ли Андерсон, считающий, что в Великобритании хорошие манеры напрямую связаны с использованием ножа и вилки во время трапезы. Он подчеркнул, что в разных культурах могут существовать разные способы употребления еды — от ложки до палочек и даже пальцев, но его дети будут есть только с помощью классических столовых приборов, и колонизация здесь ни при чем.
Гастрономия не в первый раз становится полем борьбы против расизма. Немногим ранее профессор юриспруденции Университета Коннектикута Матильда Коэн опубликовала научную работу «Французская кухня — расистская». В ней Коэн исследует «белизну» (whiteness) французской кухни и утверждает, что соответствующие блюда — это часть привилегий, которыми наслаждаются белые люди, а также способ продвижения белого превосходства — путем навязывания другим культурам привычек в питании.
Кроме того, в США появилась традиция званых ужинов, участницы которых стараются осознать свою токсичность и поучаствовать в борьбе с белым патриархатом, предварительно заплатив пять тысяч долларов за приглашение. Одна из организаторов мероприятий, активистка Сайра Раз, ранее обвиняла любителей йоги в культурной апроприации «древней индийской практики».
правда