Фасад из матового стекла, лобби от Гарри Нуриева и полноценные арт-галереи вместо квартир: знакомьтесь, Lumin от девелопера Hutton
Фасад из матового стекла, лобби от Гарри Нуриева и полноценные арт-галереи вместо квартир: знакомьтесь, Lumin от девелопера Hutton — клубный дом будущего
Едва миллениалы разобрались, как грамотно инвестировать в предметы искусства, и вписали их в свои квадратные метры, как девелоперы Hutton задали новый тренд. Теперь квадратные метры и есть предмет искусства, причем высокого. Рассказываем, как это произошло и каково это — жить будто бы в арт-галерее (а главное — зачем).
Мир давно повернут на искусстве, а теперь — и на инвестициях в него. Посудите сами: еще в 2018 году ценители изящного вложили в арт более $1,74 трлн. Годом позже знаменитая скульптура Джеффа Кунса «Кролик» ушла с молотка аукциона Christie’s за внушительный $91 млн (до этого «Кролик» хранился в коллекции медиамагната Сэмюэла Ньюхауса, который купил его в 1992 году за $1 млн). Так, трехфутовый «Кролик» Кунса обскакал картину Дэвида Хокни «Портрет художника (Бассейн с двумя фигурами)», проданную в 2018-м за немыслимые $90,6 млн. Но и это не ценовой максимум: в том же 2018-м аукционный дом Sotheby’s пустил с молотка работу «Без названия» Жан-Мишеля Баския за $110,5 млн, а в марте 2021-го его же картина «Воин» стала самым дорогим предметом искусства, ушедшим с аукциона в Азии (около $41,7 млн).
Но рекорд Баския — далеко не прорыв 2021 года. Арт-рынок перевернул с ног на голову NFT — невзаимозаменяемый токен, в который конвертируются любые предметы искусства. Например, 11 марта JPG-файл со склеенными вместе пятью тысячами картин художника Beeple пустили с молотка за $69,3 млн в эфирах, то есть в криптовалюте Ethereum. Коллаж называется Everydays: The First 5000 Days. В него вошли все картины Beeple за последние 13 лет. Аукционный дом Christie’s продал работу художника именно в виде NFT. За 255-летнюю историю площадки это первый такой случай — и одновременно самая крупная сделка в истории на рынке NFT.
Участие Christie’s и итоговая сумма сделки подогрели хайп вокруг нового инструмента. На следующий день после аукциона Christie’s российский художник Покрас Лампас сделал свой NFT. Оригинал работы был написан на холсте, затем оцифрован и спроецирован на бетонные сооружения Чиркейской ГЭС — крупнейшей гидроэлектростанции Северного Кавказа. После этого художник перевел фото проекции в токен и выставил на продажу. NFT Покраса Лампаса купили за $29 тыс.
Такими темпами искусство по части (и частоте) инвестиций может догнать ценные бумаги и недвижимость. Впрочем, недвижимость уже догнало: смекалистые девелоперы Hutton собрали инвестиционный портфель будущего — art development — и построили в переулках Славянской площади ультрасовременный дом Lumin из матового стекла, каждый квадратный метр которого достоин галереи современного искусства: начиная с лобби и заканчивая апартаментами.
Авторы проекта отталкивались от того, как свет проникает с улицы в квартиру и как он меняется в течение суток. Отсюда и матовое стекло фасада, и россыпь окон по типу пчелиных сот, и металлическая входная группа в бело-серых цветах, и лобби с внушительным арт-объектом по центру — дело рук художника Гарри Нуриева. Он запечатал колонну в огромные LED-экраны, пустил по ним собственный градиентный рисунок — переливы заката и рассвета — и задал тон общему дизайну дома. «Лобби — очень важное пространство, потому что это точка входа в жилье, — объяснил Гарри в разговоре с Правила жизни. — История попадания в дом начинается с момента, когда ты дотрагиваешься до дверной ручки подъезда. И это настолько важно, что игнорировать это невозможно. Безусловно, твое ощущение мира будет совершенно иным, когда общественное пространство в доме сделано качественно и в нем есть арт-объект, с которым ты каждый день встречаешься». По словам художника, при работе над объектом он думал о первом впечатлении входящих в дом людей. Он хотел, чтобы связь жилья с искусством начиналась не в конкретной квартире, а с порога. Получилось.
Директор по маркетингу Hutton Development Валентина Давыдик признается, что поняла сразу: «Нуриев — именно тот художник, который должен оформить Lumin. Мы погрузили Гарри в идею дома, а дальше максимально доверились ему, не давали глобальные комментарии, так как нам было важно, чтобы это был все-таки объект искусства, а не только дизайн-проект. Важно было сохранить идею — свет как источник энергии. По итогу мы с Crosby Studios создали амбициозный проект, немного из будущего», — комментирует она.
Художественный ритм Гарри задали архитекторы бюро «Цимайло Ляшенко и Партнеры», они отвечали как за тело — архитектуру, так и за сердце дома — жилые пространства. Так, Lumin наполнился 54 апартаментами и 4 пентхаусами с отделкой в стиле элегантный минимализм и предметами искусства (под этим термином в случае Lumin стоит понимать даже мебель), достойными галереи Тейт. Отдыхать телом и разумом можно не только в апартаментах, но и на общей террасе на крыше — она хороша и для прогулок, и для медитаций, и для работы на свежем воздухе, что особенно приятно в век удаленки. Если терраса покажется не лучшим вариантом для знойного московского лета, не беда — Нуриев оборудовал рекреационные пространства по всему дому.
Если говорить непосредственно об инвестициях в дом-арт-объект: 36 квадратных метров уходят с молотка за ₽28,2 млн, что не выходит за пределы рынка. Вот как Валентина Давыдик комментирует такое вложение: «Искусство добавляет особый смысл в нашу жизнь, помогает раскрыть идею и задумку дома. Сегодня покупатель современного жилья рассматривает не только комфортные площади, наполненные светом и воздухом пространства, но и инвестирует в ценности и смыслы. Lumin — это не только уникальный и в своем роде провокационный архитектурный проект, но и выгодное вложение. Мы не видим здесь рисков, поскольку качество проекта во всех аспектах (инженерные системы, отделочные материалы и прочее) полностью соответствует и превосходит ожидания клиентов. Арт-составляющая объекта является частью общей концепции и дополняет все остальные преимущества дома».
Насколько комфортно не просто окружать себя арт-объектами, но и жить в нем? Создатели проекта уверяют: комфортно будет не только ярым коллекционерам совриска и завсегдатаям Crosby Studio. Арт-провокация удачно вплетена в привычный глазу минимализм, чтобы не принуждать жильцов начинать разбираться в искусстве, но предложить переосмыслить концепцию жизни в современном мегаполисе.
«Мне запомнилась мысль Уильяма Дерезевица. В своей работе "Экономика творчества в ХХI веке" он пишет, что люди сегодня хотят, чтобы искусство вписывалось в контекст переменчивых социальных переживаний, экспириенса, — вспоминает Ксения Тараканова, соосновательница агентства V confession, организующего ярмарку современного искусства Cosmoscow. — Они хотят постить и шерить это в Instagram, а не лицезреть в закрытой и торжественной обстановке. Урбанист Ричард Флорида пишет о важности вплетения культуры в "городскую" ткань урбанистического образа жизни — музыка звучит в барах, картины выставляются в кафе, чтения книг устраиваются в местном книжном магазине. Искусство не живет более обособленно в мраморных дворцах. И это тренд нашего времени».
А что является более важным ежедневным экспириенсом, чем дом, квартира, в которую мы возвращаемся по вечерам и в которой просыпаемся на рассвете? Естественно, искусство, просочившееся во все сферы нашей жизни, стало претендовать и на эту: вырос запрос рынка на проекты, изучающие синтез архитектуры и совриска с жилыми пространствами.
«Правда, пока среди современных девелоперских проектов еще не так много действительно уникальных объектов такого уровня, поэтому я лично рассматриваю приобретение таких объектов как инвестицию. Как показывает практика, рынок недвижимости растет и уникальные объекты быстро и хорошо продаются», — замечает Ксения.