Колеса судьбы: почему все говорят об электросамокатах и что с ними не так
«12 июня мэр Кисловодска Александр Курбатов введен в искусственную кому после падения с электросамоката», «В Уфе госпитализирован 84-летний пенсионер, сбитый самокатчиком» — последние новости о новейших средствах передвижения читаются как военные сводки.
Быть или не быть электросамокатам — один из главных вопросов этого лета. Он в очередной раз доказывает, что любое достижение прогресса имеет обратную сторону.
Агрегаторы такси вроде «Яндекса» или «Убера» недавно считались манной небесной, а сейчас подвергаются жесткой критике за монополизм и непрозрачные алгоритмы. С электрическим колесным транспортом дело обстоит похоже — сначала бешеная популярность, затем охота на «банды самокатчиков» и предложения госструктур серьезно ограничить использование новых видов техники. Причины тому самые серьезные.
Спорткар на двух колесах
Все новое — хорошо забытое старое. «Моторные самокаты» были изобретены более ста лет назад. Даже американские почтальоны одно время ездили на самокатах фирмы Autoped 1915 года выпуска. Довольно громоздкие по нынешним временам, они стоили около ста долларов, что было по тем временам большой суммой.
Постепенно самокаты на электрической тяге потеряли популярность, теснимые с одной стороны велосипедами, с другой — мотоциклами. Однако несколько лет назад они были «переизобретены» заново.
Современная урбанистическая среда, с ее загазованностью и бесконечными дорожными пробками, породила тренд на экологичность и микромобильность. Самокат вроде бы не относится к городскому транспорту, но позволяет резко ускориться и добраться до нужной точки по альтернативным венам мегаполиса — тротуарам.
Большую роль в их популяризации сыграла относительная дешевизна — цена массовых моделей редко поднимается выше $500. Еще более удешевили и упростили самокатные поездки сервисы аренды (кикшеринги). Они же добавили проблем: прокатные самокаты бросают где попало, а водят еще хуже.
Впрочем, VIP-модели скутеров оказались еще опаснее — на цену самоката сильно влияет размер аккумулятора, мощность мотора и достигаемая скорость. Если недорогие модели Xiaomi (ими пользуется крупнейший прокатчик Whoosh) без электронного ограничения могут разогнаться до 25 км/ч, то элитный Kaabo Mantis легко развивает 65 км/ч.
Главный конкурент Kaabo — электросамокаты тяжелого класса фирмы Dualtron. Их модели выглядят как обычные самокаты но способны развивать чудовищную для такой техники скорость 80 км/ч. Это фактически спорткар данной отрасли — цены начинаются от 100 тысяч рублей и легко доходят до цены недорогого мотоцикла.
Dualtron Storm стоит почти 300 тысяч рублей. Он частично сделан из авиационного алюминия, весит 46 кг и имеет предельную скорость 100 км/ч. Сложно представить, что такое средство передвижения имеет полное право ехать по тротуару среди пешеходов.
Вариантов для любителей быстрой езды более чем достаточно. Для тех, кому не хватает денег на покупку Dualtron, существует сверхбыстрый VIP-самокат Syccyba Cayman всего за 200 тысяч рублей — у него эффектная подсветка из трех фар и лимит скорости 85 км/ч. Примерно до такого же уровня разгоняются лучшие модели Ultron и Yokamura, стоящие до 150 тысяч.
На этом фоне крайне прилично выглядит элитный скутер фирмы Bork — словно айфон в мире электросамокатов. Жаль, что не развивает скорость свыше 30 км/ч.
Впрочем, и ее достаточно, чтобы он стал смертельной опасностью для пешеходов и самого ездока.
Смертельная скорость
331 инцидент, шесть погибших — это сухая статистика МВД за 2020 год. Она касается только дорожных инцидентов, в которых участвовали самокаты — тротуары, да и сама одно- и двухколесная техника с моторчиком, пока являются серым пятном российского законодательства.
Одно можно сказать точно: сколько бы столкновений и сбиваний на тротуарах ни приходилось на долю самокатчиков, каждое из них привлекает пристальное внимание властей и общества. Это можно объяснить тем, что часто жертвами становятся пожилые люди и маленькие дети, которым сложнее всего уворачиваться от скутеров.
Нет нужды описывать все случаи — достаточно вспомнить волну возмущения, вызванную жестоким избиением питерского писателя и врача Валерия Айрапетяна. Три сломанных ребра и пробитое легкое стали итогом замечания хулиганам, врезавшимся в прохожих на самокатах в самом центре Северной столицы — на Невском проспекте.
Дело Айрапетяна было взято на личный контроль главой СК РФ Александром Бастрыкиным. Вскоре в крупнейших сервисах аренды самокатов Санкт-Петербурга прошли масштабные обыски, которые на время парализовали их деятельность. Их связывают не только с избиением, но и с наездами на четырехлетнего мальчика и пятилетнюю девочку.
Впрочем, электросамокаты попадали в криминальные сводки задолго до этого лета. В октябре 2019 года в Приморском районе Петербурга неизвестный ограбил женщину и унесся в осеннюю тьму на личном двухколесном транспорте.
Многих также шокировало падение танцора Мариинки Давида Залеева, так же, как и мэр Кисловодска, упавшего с электросамоката и получившего тяжелую травму головы. Он вышел из комы примерно через три недели после аварии.
Броуновское движение электросамокатов — так называет нынешнее положение дел фотограф Геннадий Гуляев. Житель Волгограда месяц назад попал в аварию на центральной набережной, пока ехал на велосипеде по велодорожке.
«В меня на полной скорости врезались на арендованном электросамокате две девочки, лет по двенадцать. Велосипед после этого подлежит дорогому ремонту, я отделался синяками и ушибами. Ну и был неприятный момент, когда чуть сознание не потерял, но потом посидел на лавочке и пришел в себя», — вспоминает Гуляев в беседе с Правила жизни.
По его словам, он опасается повторения несчастного случая на набережной.
«Люди гуляют с детьми, с собаками, и тут же толпы летают на электросамокатах. Многие подростки как следует и управлять не умеют, но ездят по пешеходной зоне на большой скорости. Спрашивайте, задавайте вопросы», — сетует пострадавший.
Рост числа подобных аварий привел к созданию городских зон ограничения скорости и даже полного запрета на въезд самокатов. Введение новых правил ожидается по всей стране — от Москвы до Татарстана, они уже начали действовать в Петербурге, став залогом открытия сервисов аренды.
Остается вопрос: запретят ли самокаты полностью?
Тротуар — для пешеходов
Количество самокатов продолжит стремительно расти, пишет доцент кафедры предпринимательства и логистики РЭУ им. Г. В. Плеханова Сергей Тиньков: «Сегодня темпы роста рынка электросамокатов в России значительно превышают аналогичный рост прокатных велобайков. Если в 2019 году на рынке прокатных электросамокатов было 6–7 основных участников, то сейчас — 16–18. То есть за два года количество игроков выросло более чем в два раза».
Только это говорит о невозможности полного запрета. Кикшеринги стали большим и, главное, договороспособным бизнесом, который учится находить общий язык с госструктурами.
Даже в Госдуме говорят только о необходимости регламентации.
«Стоит изменить ПДД, поскольку электросамокаты стали полноценными участниками дорожного движения, их количество многократно растет, но пока они никак не регламентируются», — рассказал член экспертного совета Госдумы Петр Дворянкин в эфире канала «Москва 24». По его словам, следует обратить внимание на опыт Израиля, где самокатом можно пользоваться только в шлемах и соблюдая определенные правила движения.
Зато многие специалисты в области электротранспорта выступают за высокие штрафы, которые отобьют желание лихачить на тротуарах. «Должны быть введены штрафы за использование электросамокатов, не имеющих ограничения скорости в 25 км/ч вне автодорог. Штраф в 50 тысяч рублей уже через год уберет все скоростные электросамокаты с тротуаров на проезжую часть», — считает владелец сайта ElectroPowerBikes.com Дмитрий Константинов.
Тем временем запреты на скутеры процветают за рубежом — в таких мегаполисах, как Джакарта, Шанхай и Сингапур. В большинстве стран Европы существуют ограничения на скорость и перемещение электросамокатов по городу. Нельзя ездить по тротуарам и без шлема в Италии, Испании, Франции, а в Великобритании и ФРГ самокаты только недавно разрешили (и для управления ими необходимо получить официальный допуск).
Американские ученые недавно подвергли электросамокаты критике с неожиданной стороны: по их данным, малый срок службы скутеров и способы их использования вредят экологии больше, чем автобусы или электромопеды. «Производство электросамокатов и их обслуживание приводит к выбросам в атмосферу парниковых газов. Их тем больше, чем короче срок службы самоката. Большинство электросамокатов необходимо регулярно собирать, заряжать и ремонтировать — то есть так или иначе приходится перевозить их на других транспортных средствах, работающих на ископаемом топливе».
Электросамокаты в России пока не раздражают нижние слои атмосферы, но отдельных личностей — более чем. Пожалуй, одним из самых ярых (и ярких) борцов с самокатами в последнее время оказался публицист и блогер Евгений Понасенков. «Тротуары не место для подобных гонок. Поэтому я не прошу, я требую — это немедленно запретить и удалить. Аварийных ситуаций — тысячи. Эти скоты и подонки сбивали людей на моих глазах», — припечатал маэстро.