Маньяки в жизни и в кино: почему нас завораживают образы серийных убийц

Правила жизни разбирается, когда и почему медиа стали одержимы маньяками — и каков их образ в современной культуре.
Маньяки в жизни и в кино: почему нас завораживают образы серийных убийц
2000 Am Psycho Productions

Хотя сами маньяки как явление существуют, наверное, столько, сколько существует человечество, именно важными медийными героями они становятся сравнительно недавно. Традиционно считается, что первая масштабная медиакампания, захватившая внимание всего общества на маньяках, произошла еще в конце XIX века. Тогда, в конце 1880-х годов, в Лондоне орудовал знаменитый маньяк, сам назвавший себя Джеком-потрошителем.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Пять загадочных и чрезвычайно жестоких убийств (все убитые — проститутки из лондонского района Уайтчепел) поразили викторианский Лондон. Еще больше, чем сами убийства, пугала лихость убийцы — он, словно ничего не боясь, написал письмо в лондонскую полицию (в историю оно вошло как письмо «Дорогой начальник...»), вот отрывок из него:

«Гражданин начальник, я продолжаю слышать, что полиция следила за мной, но пока не может определить мое местоположение. Я смеюсь, когда они выглядят такими умными и говорят о том, что они на правильном пути. Я бился в конвульсиях от той шутки о кожаном фартуке. У меня заканчиваются шлюхи, но я не перестану потрошить их до тех пор, пока меня все-таки не арестуют. Последняя работа была просто шикарна. Я не дал той девушке возможности и пикнуть. Как они могут меня поймать? Я обожаю то, чем занимаюсь, и хочу продолжать. Вскоре ты услышишь обо мне и моих веселых шалостях».

Уольтер Ричард Сикерт (1860-1942). Член Нового английского художественного клуба (NEAC). Один из множества подозреваемых, якобы скрывавшихся за псевдонимом Джек Потрошитель.
Уолтер Ричард Сикерт (1860–1942). Член Нового английского художественного клуба (NEAC). Один из множества подозреваемых, якобы скрывавшихся за псевдонимом Джек-потрошитель
Photo by Apic/Getty Images
Майкл Мэйбрик (1841 — 1913). Певец и композитор, известный под псевдонимом Стивен Адамс. Вместе с братом Джеймсом Мэйбриком проходил подозреваемым по делу Джека Потрошителя.
Майкл Мэйбрик (1841–1913). Певец и композитор, известный под псевдонимом Стивен Адамс. Вместе с братом Джеймсом Мэйбриком проходил подозреваемым по делу Джека-потрошителя
London Stereoscopic Company/Hulton Archive/Getty Images

Письмо было подписано псевдонимом Джек-потрошитель — и это словосочетание на долгие годы стало архетипом и синонимом опасного больного убийцы. Спустя 130 лет после убийств в Уайтчепеле личность и свершения Джека-потрошителя остаются исторической загадкой, будоражащей многих людей по всему миру. А серийные убийцы как типажи — регулярные герои популярных фильмов, сериалов, песен и книг. У феномена популярности маньяков есть своя история, свой канон, свои герои и антигерои.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Восхождение черной звезды

Первым массово известным серийным убийцей в мире был британский Джек-потрошитель. Но ни в коем случае не стоит считать, что он был первым маньяком: многие исследователи доказывают, что серийные убийцы были всегда. Их социальное происхождение менялось. Например, в доиндустриальную эпоху серийные убийства чаще всего совершали аристократы, на заре промышленной революции — представители буржуазии и верхушка среднего класса, а в XX веке — выпадающие из общества представители среднего класса. Но если говорить о настоящей популярности, то ее типаж маньяка достиг именно в XX веке и именно в США.

Вот так звучит определение серийного убийцы в американском законодательстве:

«Термин "серийные убийства" означает серию из трех или более убийств, не менее одного из которых было совершено в Соединенных Штатах, обладающих общими характеристиками, такими как обоснованная возможность того, что преступления были совершены одним и тем же субъектом или субъектами».

Скучновато, но таким и должно быть юридическое определение.

За несколько последних десятилетий в США были написаны сотни книг о серийных убийцах, сняты десятки фильмов и сериалов. Согласно данным соцопросов, многие американцы уверены, что на долю маньяков приходится до четверти совершенных в Америке убийств. Это, конечно, не так — согласно оценкам экспертов, на долю маньяков приходится около 1% убийств. Но эта статистика хорошо показывает, какое место занимают маньяки в общественном сознании.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Такая слава у маньяков появилась не сразу — потребовалось время, чтобы герои дешевой бульварной прессы и досужих уличных разговоров превратились в эмблематичного персонажа, символизирующего собой дух времени.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первым известным широкой публике (и, по мнению некоторых, первым зарегистрированным) американским серийным убийцей был Генри Холмс — респектабельный бизнесмен из Чикаго, чья активность пришлась на начало 1890-х годов. Его убийства были весьма изощренными: он построил гостиницу в Чикаго, в которой и убивал своих жертв (а затем использовал трупы для обмана страховых агентств и получения страховки за умерших людей). Гостиница намеренно была спроектирована как замок-лабиринт: во время строительства Холмс несколько раз менял подрядчиков, чтобы быть единственным человеком, в полной мере представляющим устройство здания. В какие-то комнаты Холмс подавал газ — и жертва умирала от удушья. Других постояльцев он замуровывал. Адский отель функционировал несколько лет.

Herman W. Mudgett, known as H.H. Holmes. He was a notorious insurance murderer. He killed 27 people, many fairgoers to the World's Columbian Exposition of 1893, and was tried in 1895.
Герман Уэбстер Маджет, известный как мистер Холмс. Зверски убил 27 постояльцев своего отеля
Bettmann / Getty Images

Холмса поймали на пустяковом преступлении — махинации с крадеными лошадьми. Оказавшись в тюрьме, он вновь начал придумывать схемы обмана страховых компаний, активно привлекая к этому сокамерников. В конечном счете одно из убийств его бизнес-партнеров было раскрыто полицией. Чем дальше полиция копала, тем больше открывалось страшных фактов о Холмсе. В конце концов он был арестован, и его история стала национальной сенсацией: газеты магната Уильяма Рэндольфа Херста заплатили убийце несколько тысяч долларов за его признание (которое, впрочем, оказалось бессвязной чепухой — Холмс рассказывал о том, что одержим сатаной, и винил во всем свою бывшую, убитую им же, жену). В 1896 году Холмса повесили.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Именно тогда, в конце XIX века, начал складываться канон общественной реакции на поимку маньяка: громкие заголовки в прессе, страшные подробности убийств, интервью с самим убийцей. Словом, инфоповоды, перманентно приковывающие внимание общественности к судьбе маньяка и приводящие к ситуации моральной паники в обществе. Страшное врывается в повседневную жизнь и заставляет всех переоценивать происходящие события с учетом живущих по соседству опасных убийц.

Между прочим, такая традиция в американской прессе сложилась далеко не сразу: на протяжении почти всего XIX века редакторы старались избегать историй, рассказывающих о преступниках и жестоких убийствах — эти темы казались непристойными, недостойными печати. Что, впрочем, не отменяло народного увлечения подобными громкими историями — как в США, так и по всему миру. Тысячи людей приходили на публичные казни известных преступников, чтобы увидеть час расплаты жестокого убийцы. И со временем пресса поняла, что эти настроения нужно стараться уловить — и дать публике желаемое. Эбби Бентам, исследователь феномена серийных убийц, так описывал эту медийную эволюцию:

«По ходу двадцатого века изображения преступников и преступности отошли от культурных границ и постепенно стали центральными в популярном воображаемом. На фоне двух мировых войн, экономического кризиса, бандитизма и подъема ультраправых в политике нарративы, изображающие низменную природу человечества, становились все более востребованными. Изображения серийных убийц и психопатов изобиловали художественной литературой и фильмами, особенно после введения формата книги в мягкой обложке. Издательство America's Pocket Book, запущенное в 1939 году быстро зарекомендовало себя как ведущий поставщик крутой художественной литературы и нуара. Затем последовали и другие издатели, в том числе Lion и Gold Medal, создав то, что Джеффри О'Брайен назвал "микрокосмом американских фантазий о реальном мире" и "видением мрачной изнанки жизни".

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Эван Питерс в роли Джеймса Патрика Марча (прототип — Генри Холмс) в сериале «American Horror Story: Hotel» (2015)
Эван Питерс в роли Джеймса Патрика Марча (прототип — Генри Холмс) в сериале «American Horror Story: Hotel» (2015)
20th Century Fox Television
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Одним из писателей, тратившим огромное количество сил на изображение маньяков, был Джим Томпсон. Его шедевр 1952 года «Убийца внутри меня» описывал одного из самых необычных и увлекательных вымышленных серийных убийц в популярной культуре. Лу Форд — «архетипичный помощник шерифа, живущий в архетипичном американском районе Централ-Сити». Сама его обычность делает отклонение от нормы еще более ужасающим. Повествование ведется от лица Форда, эта повествовательная техника дает читателю беспрецедентный доступ к внутреннему миру убийцы и заставляет остро реагировать на главного героя Томпсона.

Круг страха

В начале XX века цикл публичной активности повторялся неоднократно. Громкие клички убийц (Альфред Кнапп — Душитель из Гамильтона; Джейн Топпан — Веселая Джейн, прославившаяся как отравительница; Гельмут Шмидт — Американская Синяя Борода, немецкий эмигрант-многоженец и убийца). Со временем в эту схему стало добавляться искусство и художественное переосмысление убийств и насилия, совершенного больным разумом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Примеров можно привести массу (чего стоит один роман Трумена Капоте «Хладнокровное убийство», описывающий историю жестокого преступления, совершенного в 1959 году на ферме в Канзасе). Но, наверное, самый показательный случай — история Эда Гина. В ноябре 1957 года Фрэнк Уорден, сын хозяйки небольшой лавки скобяных товаров Бернис Уорден из Висконсина, обнаружил, что матери нет дома. Входная и задняя дверь были открыты, от витрины тянулся кровавый след. На полу лежала квитанция на имя Эда Гина, местного разнорабочего на разных фермах. Полиция обыскала сарай Гина, и обнаружила изуродованный труп Бернис Уорден. Но это была не единственная находка в деле Гина: весь дом был забит мебелью и одеждой, сделанной из человеческой кожи (в частности, Гин часто гулял по дому в плаще из женской кожи), отрубленными головами и частями тела. Среди предметов, обнаруженных у Гина, был пояс из женских сосков и даже суповая тарелка из человеческого черепа. Во время судебного процесса Гин был признан невменяемым, и последние два десятилетия своей жизни он провел в психиатрической лечебнице для преступников.

Эд Гин. Один из самых известных маньяков в истории США.
Эд Гин. Один из самых известных маньяков в истории США
Francis Miller/The LIFE Picture Collection via Getty Images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Произошедшее ужасало. Но и общественная реакция была странной, если не сказать своеобразной. Поместье Гина сразу же приобрело дурную славу: каждые выходные тысячи людей со всего штата (и даже из других) приезжали посмотреть на дом, в котором жил «душегуб Гин» (это продолжалось до тех пор, пока неизвестный не сжег дом дотла). Люди дрались за возможность купить его автомобиль на полицейском аукционе, а могила Гина впоследствии стала местом паломничества.

Но больше того: Гин стал прообразом для популярной серии романов, написанных Робертом Блохом: если Джим Томпсон придумывал своих персонажей-убийц, то Блох черпал вдохновение из новостей. Для него история жестокого серийного убийцы была отчасти личной: Гин жил примерно в полусотне километров от дома Блоха. Роман «Психо» вышел всего через пару лет после ареста Гина и довольно быстро завоевал популярность. Вскоре права на экранизацию были выкуплены — так родился великий фильм Альфреда Хичкока «Психо» 1960 года, на многие десятилетия ставший классикой жанра триллеров. Имя главного героя фильма и книги Нормана Бейтса стало нарицательным. Неудивительно, что со временем появились сиквелы, неофициальные продолжения и в последние годы даже целый сериал, посвященный страшному мотелю Бейтсов («Мотель Бейтс» 2013 года, снятый каналом A&E. — Правила жизни).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Энтони Перкинс в роли Нормана Бейтса в фильме «Психо"(1960).
Энтони Перкинс в роли Нормана Бейтса в фильме «Психо» (1960)
Shamley Productions
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кажется, где-то в этот момент была перейдена важная психологическая черта, позволившая маньяку как типажу совершить неожиданный переход: вырваться со страниц таблоидов и дешевых романов на экран к именитому режиссеру. Антигерой завоевал право на существование и популярность, и в последующие годы и десятилетия жизнь и выдумка словно соревновались за право явить миру наиболее страшного маньяка и убийцу.

В один год с «Психо» на экраны вышел британский фильм «Любопытный Том» Майкла Пауэлла, живописующий историю убийцы, снимающего свои злодеяния на пленку. Спустя несколько лет выходит книга Джона Фаулза «Коллекционер», которую экранизирует в 1965 году Уильям Уайлер (и получает номинацию на «Оскар»). В итальянском кинематографе в эти годы зарождается целый поджанр джалло (среди первых работ направления — картина Марио Бавы «Шесть женщин для убийцы»). Психопаты-убийцы становятся героями сериалов и телефильмов. В конце 1960-х выходит скандальный «Бостонский душитель» Ричарда Флейшера — экранизация реальных деяний Альберта де Сальво — тихого американского обывателя, полицейского и военного, оказавшегося серийным убийцей и насильником.

Alleged Boston Strangler Albert DeSalvoAmerican Albert DeSalvo (1931 — 1973) holds one of the necklaces he made while in prison up to his neck at Walpole State Prison, South Walpole, Massachusetts, early 1970s. DeSalvo is the alleged Boston Strangler, a serial killer who claimed at least 11 women's lives between 1962 and 1964, DeSalvo confessed to the murders, but there has always been a shadow of doubt concerning his guilt. (Photo by )
Альберт де Сальво — «бостонский душитель» — хвастается цепью, которую сделал в тюрьме
Hulton Archive/Getty Images
Тони Кертис в роли Альберта Де Сальво в фильме «Бостонский душитель» (1968).
Тони Кертис в роли Альберта де Сальво в фильме «Бостонский душитель» (1968)
20th Century Fox Film Corporation
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Маньяки доминируют не только на экране, но и в жизни, превращаясь в настоящих медиазвезд. В 1969 году Голливуд, да и весь мир, был потрясен жестоким убийством актрисы Шэрон Тейт — супруги режиссера Романа Полански. В ее дом в Лос-Анджелесе вломились члены секты Чарльза Мэнсона Helter Skelter и убили и беременную Тейт, и ее друзей, находившихся на вилле.

34-летний Чарльз Мэнсон выходит из здания суда Inyo County, California. He is Charles Miller
34-летний Чарльз Мэнсон выходит из здания суда в округе Иньо, Калифорния
WATFORD/Mirrorpix/Mirrorpix via Getty Images

В конце 1960-х в Сан-Франциско и его окрестностях начал орудовать загадочный убийца, вошедший в историю как Зодиак — этим псевдонимом он наградил себя сам, как и Джек-потрошитель. Убийца так и не был найден, несмотря на то, что у полиции было неплохое его описание, а некоторые жертвы выжили. Зодиак завораживал не только тем, что так и остался непойманным, но и способностью взаимодействовать с прессой и превращать себя в настоящую медиазвезду. Он отправлял зашифрованные послания в полицию (некоторые не удалось расшифровать до сих пор), признавался в том, что ему нравится убивать и что каждым убийством он создает себе будущих рабов в загробной жизни. В письмах он даже высказывался на тему произведений массовой культуры — так, например, он разругал фильм Уильяма Фридкина «Изгоняющий дьявола». История Зодиака легла в основу бесчисленного множества фильмов, песен и книг. Первый фильм вышел еще в тот момент, когда Зодиак был активен, а следующий — «Грязный Гарри» с Клинтом Иствудом в главной роли — стал классикой американского кинематографа.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Эндрю Робинсон в роли Скорпиона (прототип — убийца Зодиак) в фильме «Грязный Гарри» (1971)
Эндрю Робинсон в роли Скорпиона (прототип — убийца Зодиак) в фильме «Грязный Гарри» (1971)
The Malpaso Company

Другой архетип американского маньяка — это, конечно, Тед Банди. Внешне приятный интеллектуал (он много работал в различных предвыборных политических кампаниях и получил степень по психологии в Университете Вашингтона), Банди занялся похищением и убийством людей в середине 1970-х. На протяжении нескольких лет Тед колесил по США, оставляя кровавый след. Не успокоился даже после поимки — неоднократно сбегал из тюрьмы и продолжал убивать людей. При этом Банди, будучи весьма образованным и сведущим в методах криминалистики, осознанно совершал преступления таким образом, чтобы его было труднее вычислить: полиция далеко не сразу связала убийства в серию, совершенную одним человеком. Перед смертной казнью Банди общался с журналистом и оставил довольно много комментариев о совершенных убийствах, причем не только раскрытых.

Тед Банди
Тед Банди
Bettmann / Getty Images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тед Банди стал, пожалуй, самым знаменитым серийным убийцей всех времен. Он умел очаровывать и завоевывать расположение окружающих (особенно во время публичных выступлений на процессе, где сам себя защищал — даже судья был тронут его выступлениями). Его побеги из-под стражи навевали воспоминания об американских преступниках времен Великой депрессии, пользовавшихся популярностью у людей. Даже в тюрьме маньяк добился особого отношения к себе: общался с прессой и, судя по всему, зачал ребенка. А обстоятельства казни напоминали аналогичные события XVII века — на улице собралась толпа, которая скандировала: «Поджарьте Банди, поджарьте его!»

Зак Эфрон в роли Тэда Банди в фильме «Красивый, плохой, злой» (2018).
Зак Эфрон в роли Теда Банди в фильме «Красивый, плохой, злой» (2018)
COTA Films

В конце концов, рассказывая о серийных убийцах, невозможно пройти мимо Джона Уэйна Гейси-младшего, более известного как Клоун-убийца. В 1970-е годы он напугал Америку похищениями и убийствами молодых людей (погибло не менее 30 человек). Джон работал клоуном, заманивал жертв в свой дом, заставлял надеть наручники, обещая показать фокус, а затем насиловал и убивал. Трупы чаще всего хранил в подвале — лишь четыре тела сбросил в реку.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Невозможно описать всех американских маньяков — их было слишком много, и история каждого тянет на полноценную книгу. Важно другое: начиная с 1970-х годов количество серийных убийц в США постоянно росло, что добавляло и без того беспокойной эпохе ощущение моральной паники. Серийные убийцы, которые еще в предыдущее десятилетие заявили притязания на внимание медиа, в 1970–1980-е годы становятся постоянными героями экрана. Майкл Майерс из франшизы «Хеллоуин», Джейсон Вурхиз из «Пятницы 13-е», кукла Чаки из «Детских игр», Кожаное Лицо из «Техасской резни бензопилой», клоун Пеннивайз (основанный отчасти на Джоне Гейси) из «Оно» — маньяки заполонили экран. В следующем десятилетии, в 1990-е годы, киноманьяки придут к триумфу: «Молчание ягнят», в котором маньяка-каннибала блестяще сыграл Энтони Хопкинс, получит пять главных статуэток премии «Оскар», а Патрик Бейтман из «Американского психопата» окончательно закрепит маньяка как неотъемлемого персонажа американской реальности.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
ohn Wayne Gacy Mug ShotSerial killer John Wayne Gacy posed for the above Des Plaines Police Department mug shot in December 1978. (Photo by )
Джон Уэйн Гейси, 1978 год
Bureau of Prisons/Getty Images
Джон Кэрролл Линч в роли клоуна Твисти в сериале «Американская история ужасов: цирк» (2014)
Джон Кэрролл Линч в роли клоуна Твисти в сериале «Американская история ужасов: цирк» (2014)
20th Century Fox Television

Любовь и страх

«С идеей о монстре довольно сложно справиться, удержать, стабилизировать... чудовищность может раскрыть или дать понять нам, что такое нормальность», — писал философ Жак Деррида, размышляя о том, почему человечество интересуется монстрами, чудовищами и убийцами.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И действительно. Можно понять, как пресса выработала механику описания серийных убийств и придумала, как извлекать из этого выгоду — просмотры, рекламу, увеличение тиража. Но почему мы так любим читать и смотреть про маньяков?

Ответов может быть очень много — на эту тему регулярно пишутся статьи и книги, каждый исследователь или журналист предлагает свою версию непреходящей популярности маньяков. Выделим основные.

Дело не только в том, конечно, что медиа, полиция и государство конструируют монстров, которых мы должны бояться и из-за этого оставаться настороже (хотя и в этом тоже). Дело в ряде представлений о маньяках. Прежде всего речь идет о якобы нормальности убийцы. Серийный убийца парадоксальным образом оказывается не вурдалаком из загробного мира, а человеком, похожим на вашего соседа, — медиа стараются не обращать внимание публики на то, что за этой «нормальностью скрываются горе, боль и насилие. Известен случай, как реальный маньяк Родни Алкала участвовал в 1970-х годах в записи развлекательного телешоу — ни одному из участников передачи, равно как и зрителям, он не показался странным или подозрительным.

Фотограф-любитель Родни Алкала, приговоренный в 2010 году за убийство пятерых женщин.
Фотограф-любитель Родни Алкала, приговоренный к смертной казни в 2010 году за убийство пятерых женщин
Bettmann / Getty Images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В рамках современной культуры, где нормальность обладает набором определенных характеристик, маньяк выбивается из этой схемы: он такой же, как мы, но ведет себя иначе, чем и привлекает внимание. Показателен образ Патрика Бейтмана из «Американского психопата»: с одной стороны, типичный карьерист-яппи, полностью вписывающийся в доминирующий стандарт; с другой — изувер и убийца.

Некоторые исследователи обращают внимание на другие причины одержимостью маньяками. Так, Альцена Макдональд пишет:

«В постмодернистской культуре тело стало главным предметом для зрелища или репрезентации. Нигде эта практика не реализуется более полно, чем в дискурсе серийных убийств, поскольку серийные убийцы получают удовольствие от насилования тел: изнасилований, вскрытий и каннибализма. Эд Гейн, терроризировавший Висконсин в 1950-х годах, занимался грабежом могил, убийствами, снятием кожи и каннибализмом. В случае с Альбертом Генри де Сальво ("бостонский душитель") в 1960-х годах сообщалось, что "11 из его жертв подверглись сексуальному насилию; большинство из них умерли от удушения, а их тела были осквернены и помещены в причудливые положения после убийства". При обыске дома Джеффри Дамера, который в 1978–1991 годах преследовал гомосексуалистов в районе Милуоки, полиция обнаружила отрубленные мужские гениталии в чайниках и ведрах. С неистовством внимания СМИ, которое получают серийные убийцы, они мгновенно превращаются из безвестности в печально известную икону, несмотря на очевидное общественное и юридическое осуждение. В 1992 году общественный интерес к суду над Дамером и, что более вероятно, к его жестоким подвигам был настолько велик, что его транслировали в прямом эфире по национальному кабельному телевидению. Насилие, совершаемое серийными убийцами в "реальном мире", по существу, вызывает отвращение, но также воспринимается как опьяняющее до такой степени, что для кого-то становится наслаждением».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Росс Линч в роли Джеффри Дамера в фильме «Мой друг Дамер» (2017)
Росс Линч в роли Джеффри Дамера в фильме «Мой друг Дамер» (2017)
Aperture Entertainment

В конце концов, маньяки для нас — как зеркало. Они дают волю первобытным инстинктам и полностью отдаются своей болезни — словом, с ними происходит то, чего боимся мы сами. Мы боимся их, так как запросто можем стать жертвами, но нас интересуют они как маргиналия, как отклонение от нормы, притворяющееся нормой.