«Журналистика не бывает про будущее, она всегда про прошлое и настоящее»: как создается YouTube-версия «Намедни» Леонида Парфенова (репортаж Правила жизни)
«Тишина на площадке»
В огромный темный павильон, где сегодня снимают новый сезон «Намедни 2016–2020», нужно заходить на цыпочках. Съемочный процесс в разгаре. Группа «Каста» в полном составе репетирует на камеру слоган программы «События, люди, явления». Начало сезона обещает быть динамичным.
После нескольких дублей к музыкантам подходит автор передачи — Леонид Парфенов, они делают селфи, и «Каста» уезжают, оставив всех остальных многочисленных желающих без совместных фотографий.
Леонид Парфенов, в строгом черном кардигане и черных брюках, выглядит максимально собранным. Непривычно жестким голосом раздает последние указания перед мотором. Коллеги советуют его в такой момент не отвлекать.
«Тишина на площадке, — командует режиссер. — Приготовились. Начали!»
Затем на экране за спиной ведущего начнется ретроспектива ключевых событий, явлений и героев, которые творят сегодняшнюю историю. Парфенов будет читать на камеру подводки к каждому из событий, а команда редакторов, режиссеров и операторов — тщательно следить за каждым дублем.
И так в течение нескольких недель — вплоть до съмок 2020-го. О том, как Леонид Парфенов будет снимать «Намедни» за этот непростой для всего мира год, в сети ходит большое количество мемов, о многих из которых знает и сам журналист.
«Очевидно, будет две серии, — делится планами Парфенов. — Первая половина примерно по 1 июля, включительно голосование об обнулении [общероссийское голосование по поправкам к Конституции. — Правила жизни]. И потом вторая серия, в которую попадут протесты в Беларуси, война в Нагорном Карабахе, вторая волна коронавируса и другие».
Ведущий признается, что делать этот выпуск будет не труднее, чем все остальные.
«Методика одна: выявить феноменологию — раньше этого не было, а теперь появилось, — объясняет Парфенов. — Доказать, что это что-то новое в опыте человечества, страны, людей. Это всегда очень легко сформулировать, если ты понимаешь, в чем информационный повод. А если ты не можешь даже сформулировать, как про это сказать, — ну, значит, это вообще не надо брать».
«Пацан сказал — пацан сделал»
Один выпуск «Намедни», посвященный, как правило, одному году, снимается за неделю, рассказывает генеральный продюсер Илья Овчаренко. Над ним трудится команда из 50 человек. Для каждого из них работа над «Намедни» в приоритете.
«Для нас это очень важная история, очень личная, — говорит Овчаренко. — Это своего рода гражданская позиция, потому что нет лучше материала для познания истории страны, чем передача "Намедни". Просто и понятно».
Автор сценария «Намедни» Андрей Шилов говорит, что проект помогает осмыслить и прочувствовать современность.
«Даже если это выпуск про 1946 год. Мы смотрим его из сегодняшнего дня и пытаемся увидеть, как те события отзываются здесь и сейчас, — объясняет Шилов. — Когда мы рассказываем про сталинские пытки, понятно же, что мы слышим пытки сегодняшние».
Среди создателей программы, по их словам, нет строгой иерархии: Парфенов скорее старший товарищ, нежели руководитель. Но последнее слово всегда за ним.
«У нас здесь все равны, — рассказывает Андрей Шилов. — Вообще телевидение — это синтетический продукт, который делает не один человек. Но Леня — идеолог, главный придумыватель и автор».
Шилов знаком с Парфеновым еще с 1995 года, когда они вместе работали на НТВ. С тех пор журналисты то и дело встречаются на различных проектах. О работе с Парфеновым Шилов отзывается так: «Он хорошо чувствует время. Он соблюдает дедлайны — пацан сказал, пацан сделал. Это большой плюс в нашей работе».
«Нам никто ничего не диктует»
Средняя цена одного выпуска «Намедни» — около 3 000 000 рублей. Создатели передачи сотрудничают только с большими и надежными рекламодателями, в которых верят сами.
«Парфенов всегда очень востребован у рекламодателей, потому что аудитория, которая его смотрит, платежеспособная, — говорит Илья Овчаренко. — Это люксовый сегмент — то, чего в YouTube очень мало, так как средний возраст человека, который смотрит YouTube, — 21-22 года».
Постепенно растет и количество просмотров. Редкие выпуски набирают менее миллиона.
Сам Леонид Парфенов за просмотрами и новыми трендами не гонится. Для него YouTube — лишь площадка, где можно заниматься любимым делом. Принципиальной разницы в подготовке программы для видеохостинга и телевидения журналист не видит.
«И телевидение, и YouTube — это способы доставки контента, — объясняет Парфенов. — Конечно, YouTube удобнее, поскольку позволяет, в отличие от эфирного телевидения, посмотреть то, что ты хочешь и когда хочешь. В YouTube ты сам составляешь расписание своего телевидения, точно так же, как в Clubhouse составляешь расписание своего "радио".
К слову о Clubhouse. Новую площадку Парфенов опробовал, но пока рассматривает это просто как новое явление: «Даже если Clubhouse завтра умрет, все равно его возникновение — феномен. Все вдруг обнаружили, что им нужно, как я это называю, "саморадио".
Одно принципиальное различие между YouTube и ТВ все-таки есть. Только интернет позволяет «Намедни» оставаться неподцензурным проектом, подчеркивает Андрей Шилов.
«Для людей с телевизионной квалификацией это важнейший момент, — считает он. — Попробуйте сейчас найти на ТВ проект, где тебя не будут править. А нам никто ничего не диктует. Здесь цензуры нет».
Последние громкие истории блокировок знаменитостей в соцсетях создатели «Намедни» не считают цензурой.
«Каждая площадка — это игра со своими правилами, в которую вас либо принимают, либо нет, — считает Леонид Парфенов. — Игр-то много, можно и в другие играть, если где-то вас не приняли. У меня нет претензий по поводу того, что я, очевидно, не последний тележурналист в стране, 16 лет как не могу работать на телевидении. Ничего, в других местах работаю. Я не играю в кучу игр сразу. Например, я не был в твиттере и никогда не буду, надеюсь. В России рассуждать про то, что глобальные соцсети не очень свободны, как-то смешно при таком огосударствлении всех федеральных телеканалов и вообще каких бы то ни было значимых СМИ».
«Времена для журналистики всегда были "не лучшие"
Вспоминая историю «Намедни», Андрей Шилов с иронией замечает, что это ад для студентов журфака. Никто не помнит, сколько всего было выпусков передачи, и не дай бог такой вопрос попадется на экзамене.
Вклад «Намедни» в развитие отечественной журналистики огромный: многие знаменитые медиаменеджеры и режиссеры вышли именно оттуда. Например, основатель телеканала «Пятница!» Николай Картозия в 2001–2004 годах был шеф-редактором «Намедни». Режиссер самого кассового российского фильма «Движение верх» Антон Мегердичев работал с Парфеновым и на НТВ, и над его документальными проектами.
Сам Леонид Парфенов о телевизионном прошлом и «жирных» для журналистики 2000-х не ностальгирует ничуть.
«За те 40 лет, что я в журналистике, все время считается, что сейчас для нее не лучшие времена, — смеется ведущий. — Они по-разному бывали "не лучшими", но они все время "не лучшие". Поэтому ощущения, что в девяностые и нулевые журналистам работалось лучше, или какой-то ностальгии по тому времени у меня нет».
На вопрос о том, будет ли «Намедни» выходить после 2020 года, Леонид Парфенов ответил просто: «Видно будет. Журналистика не бывает про будущее, она всегда про прошлое и настоящее».