Кто такой и зачем нужен Clubhouse: что происходит в самой нашумевшей социальной сети 2021 года прямо сейчас

Американский стартап от бывших сотрудников Google одномоментно взорвал сеть и за несколько недель успел объединить медиатусовку, биониклов, Сергея Дружко и даже Владимира Соловьева. Рассказываем, как новая социальная сеть Clubhouse стала одним из главных инфоповодов в России и как успеть «залететь» в тренд.
Кто такой и зачем нужен Clubhouse: что происходит в самой нашумевшей социальной сети 2021 года прямо сейчас

С тем, что собой представляет Clubhouse, все более менее разобрались: это новая социальная сеть, в которой можно делать только одну вещь — говорить в прямом эфире. Приложение пока что доступно только на iOS, и попасть туда можно только по приглашениям. По данным App Store, Clubhouse стал самым скачиваемым приложением для iOS к середине февраля.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В Clubhouse все общаются в «комнатах» — в них собираются спикеры и слушатели и обсуждают какую-либо тему. Стать спикером в любой комнате можно, подняв руку, — если модераторы позволяют тебе что-то сказать, пользователь автоматически становится спикером.

Вокруг приложения сложился некий флер элитарности, так как попасть туда можно только по приглашению. При регистрации пользователю выдается от 1 до 5 приглашений, а в дальнейшем за активное участие в дискуссиях Clubhouse может подкинуть еще инвайтов. Но быть «номинированным» можно и без заветного приглашения — когда кто-то из телефонной книжки пользователя регистрируется в приложении, ему приходит оповещение об этом и он может впустить своего друга в Clubhouse.

В приложении активно развивается локальное сообщество. За неделю в нем зарегистрировалось более 100 тысяч пользователей — да, цифра не совсем масштабная, но прирост за неделю колоссальный.

О чем говорят в Clubhouse и кто там сидит?

Как правило, о маркетинге, бизнесе, инфопродуктах, диджитале и всем, что так или иначе связано с карьерой и работой. Первые несколько дней в Clubhouse сидели исключительно диджитальщики и рассказывали об инсайдах индустрии, секретах успеха и хантили на работу всех страждущих. Некоторые специалисты проводят нетворкинги, паблик-токи, Q&A и другие медиаформаты, которые помогают прокачивать имидж и дают слушателям ценные знания. Эти разговоры сильно напоминают ожившую ленту Facebook (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Спустя пару дней в Clubhouse стали приходить посторонние диджитал-тусовке люди и, как сказали бы в TikTok, «наводить суету». Например, среди активных спикеров появились рэпер Андрей Замай, комик Александр Долгополов, бывший ведущий Versus Саша Ресторатор и многие другие знаменитости. Также в комнатах были замечены актер Андрей Гайдулян, ведущий Михаил Шац, режиссеры Илья Найшуллер и Кантемир Балагов, блогеры Даня Милохин, Анастасия Ивлеева, Наталья Сычевская и так далее. Энтузиасты ежедневно отслеживают самых популярных клаберов на площадке, и на данный момент по количеству подписчиков лидирует Илья Варламов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Уникальность Clubhouse в том, что, пожалуй, нигде, кроме этой сети, невозможно настолько быстро связаться с людьми совершенно разных статусов и поговорить с ними о том, о чем в обычной жизни никогда бы поговорить и не удалось. Еще неделю назад мы все и подумать не могли, что когда-то у нас каждый день будет возможность ежедневно слушать паблик-токи от топ-менеджеров и задавать вопросы популярным людям, — а теперь она есть, и это, безусловно, привлекает.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Основные комнаты Clubhouse

  • «Кто такой и зачем нужен...»

Самая популярная комната в Clubhouse, которая пересоздается каждый день и принимает к себе звездных гостей. За неделю в импровизированных интервью успели поучаствовать Настя Ивлеева, Даня Милохин, Михаил Шац, Сергей Дружко, Сергей Минаев, Илья Найшуллер и многие другие. У комнаты уже есть свой телеграм-канал с анонсами предстоящих мероприятий — там можно задавать вопросы спикерам и следить за апдейтами. «Кто такой и зачем нужен...» функционирует почти круглосуточно, поэтому залететь в диалог можно в любой момент дня и ночи. Интересно, что спикеров комнаты уже начали звать модерировать другие эфиры, а сами модераторы начали брать за это деньги — например, в интервью Business FM создатель комнаты блогер Анатолий Капустин рассказывал, что за час модерации стоит 30 тысяч рублей. Остальных спикеров также можно позвать к себе в комнаты за разные суммы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • «Пропутинский чат»

Чат — политическая сатира, где каждый вечер собирается импровизированная Госдума. Клаберы во главе с твиттер-блогером Соней Грезе ставят себе на аватарки Путина, Милонова и патриарха Кирилла и читают выдуманные законы — все это слушает порядка 300 человек. Звучит все максимально абсурдно, поэтому советуем зайти хоть раз, чтобы оказаться в прекрасной вымышленной России будущего. Как рассказала Правила жизни модератор «Пропутинского чата» Кристина, идея создать комнату возникла спонтанно. «Мы просто сидели и постиронично топили за Россию, придумывали планы, как бороться с оппозицией. В комнату начало заходить больше и больше людей и подхватывать юмор, так это и разрослось. Постирония на тему политики — защитная реакция. Нас тревожит то, что происходит вокруг. У ребят проходят обыски, люди получают статьи на пустом месте. Нас это волнует», — говорит Макина. Она отмечает, что комната построена исключительно на сатире: «Это место, где любой желающий может примерить и отыграть роль государственного служащего, омоновца, оппозиционера или простого русского человека».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • «Молчаливые знакомства для людей с интересными био»

Не всем хочется болтать 24/7, поэтому ожидаемо в Clubhouse появились молчаливые комнаты, куда люди просто заходят и подписываются друг на друга. Судят о человеке они по описанию. Несмотря на неочевидный формат, это довольно популярная комната, в которой в любое время суток сидит не менее 500 человек. Рай для интровертов.

  • «Что нового?»

Ежедневная утренняя рубрика от комика Александра Долгополова, где он со своими друзьями — активистами, комиками и другими людьми — обсуждает, что с ними произошло за день и утро. Непринужденная беседа, к которой может присоединиться почти каждый желающий, длится около 2-3 часов. Отличная комната для приготовления завтрака и настройки на рабочий лад.

  • «Как стать успешным модератором в Clubhouse»

Еженедельная вечерняя комната, где модераторы разных комнат делятся секретами идеального модераторства в Clubhouse. Кого звать, что спрашивать, как задавать беседу, чтобы она не стала неинтересной, как сделать комнату популярной — это и многое другое можно узнать, зайдя на эфир.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • «Пятый стакан виски»

Круглосуточная комната, куда клаберы заходят отдохнуть от высоких разговоров о маркетинге и бизнесе. Она не настолько популярна, как «Кто такой и зачем нужен», однако своя фишка в ней тоже есть — и это ламповость. Никаких разбирательств, выяснений отношений и медиасрачей — только приятные разговоры и интересные истории.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • «Мата Нуи»

Комната биониклов под предводительством Армена Арамяна, Майкла Наки и Александра Долгополова. Да, вы не ослышались! Внутри Clubhouse сформировались некие сообщества, которые воюют или дружат друг с другом и отстаивают какие-то цели. Биониклы — одни из них. Каждый день в 23:00 комната «Мата Нуи» открывается, и туда сбегаются биониклы. Согласно официальному документу группы, «на базе все биониклы, совместно с неравнодушными кожаными мешками могут обсудить путь бионикла, его смысл, значение, историю биониклов, как биониклы повлияли на жизнь каждого и что ждет биониклов в будущем. Мы вспоминаем детство, своих первых биониклов и как они повлияли на наше взросление. После обсуждений начинаются дипломатические набеги на другие клубы, целью которых является донесение слова "Мата Нуи" до кожаных мешков, остающихся в неведении». Лего-роботы также преследуют своими набегами благую цель — они собирают донаты в правозащитные организации. Так что если вам нечем заняться поздним вечером и хочется разгрузить голову, добро пожаловать в «Мата Нуи».

  • «#Зонабезбиониклов»

Комната, которая появилась в противовес биониклам. В ней обитают лего-человечки. По словам представителей лего-человечков, они завели свое движение, так как устали от набегов биониклов. Комната появляется стихийно и обычно под вечер. После появления лего-человечков в Clubhouse также появились и другие движения, которые общаются друг с другом в комнатах. Важно понимать, что под аватарками, как правило, скрываются вполне серьезные люди — менеджеры, музыканты, актеры, саунд-продюсеры. Это просто их экспериментальный способ для отдыха от работы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Главные моменты за последнюю неделю

  • Интервью с Олегом Тиньковым

Clubhouse уже сумел захостить одно из исторических событий — первое за два года масштабное интервью Олега Тинькова. Основатель Тинькофф Банка в ходе эфира рассказал про свои планы на будущее (спойлер: он больше не хочет заниматься бизнесом), жизнь после месяцев больницы, свою текущую роль в структуре банка, а также про амбициозный план сделать «Тинькофф» вторым после «Сбера» банком в России. Разговор побил рекорд Clubhouse по слушателям — одновременно в комнате находились 5 тысяч человек, что является максимальным количеством человек в одной комнате для этой соцсети.

  • Бренды и Clubhouse

Конечно же, бренды оперативно начали «залетать» в нашумевшую соцсеть. Первым брендом, который основательно подошел к вопросу, был «Яндекс» — компания сделала серию комнат Yet Another Clubhouse Room с топ-менеджерами, которые рассказывали про инновации, нововведения и делились инсайдами.

«В начале февраля многие сотрудники "Яндекса" стали регистрироваться в Clubhouse и посещать разные комнаты. Так, например, пользователи сами заметили управляющего директора группы компаний "Яндекс" Тиграна Худавердяна и позвали его стать спикером в одной из популярных комнат. Мы увидели большой интерес и подумали, что это отличное место, чтобы в неформальной обстановке поболтать со слушателями — дать им возможность задать свои вопросы топ-менеджерам компании, рассказать, как все устроено внутри. Так возникла идея сделать такие встречи регулярными и создать комнату "Яндекса", — рассказала Правила жизни руководитель корпоративных коммуникаций "Яндекса" Сана Паритова.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Примеру «Яндекса» последовали ВТБ, Сбербанк, Mail.Ru и «Самокат», которые также запустили брендированные комнаты. А ребята из Setters совместно с «Буду» запустили брендированное шоу про маркетинг — во вторник вечером была проведена первая встреча.

  • Кантемир Балагов и покемоны

Удивительно, но, кажется, режиссер Кантемир Балагов — фанат саги о покемонах. Несколько дней назад он создал комнату, в которой предложил пользователям выбрать лучшего покемона. Каждый ставил себе на аватарку любимого питомца, а затем аргументированно объяснял, почему именно он достоин победы. В беседе также поучаствовала певица Манижа. Комната Балагова запустила в Clubhouse некий тренд, и на следующий день в приложении стали выбирать лучшего персонажа из «Наруто» и лучшего лего-человечка.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Биониклы, лего-человечки и Владимир Соловьев

Спустя несколько дней серьезных разговоров о маркетинге в Clubhouse пришел абсурд. Началось все с того, что редактор журнала DOXA Армен Арамян создал в приложении комнату «Мата Нуи», где он и другие пользователи под именем биониклов (игрушки из серии LEGO) собирались и обсуждали там дипломатические набеги на другие комнаты. Целью объединения биониклов были сборы донатов в правозащитные организации — «ОВД-Инфо», DOXA и другие. Спустя пару дней к движению присоединились комик Александр Долгополов и журналист Майкл Наки. Они и другие биониклы стали заходить в другие комнаты и читать свой манифест.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В противовес биониклам появились другие Clubhouse-фракции — лего-человечки, волки, черти, машинки Hot Wheels и так далее. Причем во всех группах есть известные люди — например, к биониклам присоединился Кантемир Балагов, к чертям — Эльдар Джарахов и Ресторатор, к лего-человечкам — рэперы Куок, Pyrokinesis и певица Дора.

Так или иначе, все фракции решили объединиться против общего врага — Владимира Соловьева, который анонсировал эфир в Clubhouse вечером 15 февраля. Объединение сработало, и Соловьеву запретили создавать собственные комнаты. Своему бану телеведущий посвятил свой утренний эфир «Прямой контакт», где оторвал голову биониклу.

В тот же день Соловьев пришел в одну из комнат в Clubhouse, где обсуждали его эфир. Журналист выступил в комнате спикером — модераторы поговорили с ним про утренний эфир, блокировку, биониклов, а затем стали задавать ему более острые вопросы. Закончилось все тем, что Соловьев ушел бегать. На следующий день после этого эфира его аккаунт окончательно забанили.

  • Фейковая Пугачева

Конечно же, как и в другой социальной сети, в Clubhouse быстро стали появляться фейки. Сначала там якобы завел страничку Павел Дуров, а затем подтянулись и другие медийные личности. Самым ярким фейковым кейсом стало появление Аллы Пугачевой, которая зашла в одну из комнат и стала разговаривать со слушателями. Пародистка была в чате около часа, успела спеть отрывок из песни «Позови меня с собой», похвалить певицу Манижу и поругать Киркорова за коллаборации с тиктокерами. И даже поговорить с Федуком (возможно, он тоже был ненастоящий)! После эфира концертный директор Пугачевой опровергла ее присутствие в Clubhouse. Пранк удался!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что думают о Clubhouse популярные спикеры

  • Семен Ефимов, ведущий телеграм-канала «Русский маркетинг»

Я решил присоединиться к Clubhouse, потому что там изначально была группа ребят, которые давно знакомы между собой и очень хорошо общаются. Большинство из них состояли в СММ-чате, который я создал еще в 2012 году во «ВКонтакте», затем он плавно перетек в Telegram.

Постепенно я стал спикером комнаты «Кто такой и зачем нужен...», где мы берем интервью у разных спикеров. Формат был придуман совершенно случайно: мы создали комнату «Кто такой и зачем нужен Герман Клименко?», и сам Клименко неожиданно туда пришел — и мы начали с ним общаться. Мы поняли, что формат работает очень хорошо, и поэтому решили продолжать в таком ключе.

В день я провожу в Clubhouse от 10 до 12 часов: по крайней мере, так говорит статистика iPhone. Времени у меня много, потому что я безработный и совмещать офис с Clubhouse мне не нужно. Я думаю, что если бы у меня была работа, столько бы времени здесь я проводить не смог. Вероятно, я бы просто сидел в каких-то узкотематических комнатах или включал бы Clubhouse фоново, как радио или музыку.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Безусловно, Clubhouse прокачивает мой личный бренд. На этом фоне у меня еще потихонечку растет Twitter — не могу сказать, что гигантскими темпами, но за две недели подписались 100 человек. Для человека, который в Twitter особо никогда не сидел, это неплохой результат.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Не могу сказать, что использую Clubhouse с каким-то конкретными целями по монетизации. Я живу один, и поэтому мне важно просто с кем-то разговаривать, пусть даже виртуально. Раньше я заходил по вечерам в Discord и играл с ребятами в компьютерные игры, а сейчас эту потребность закрывает Clubhouse. Возможно, это некий извращенный формат виртуального общения, но мне он нравится, и я получаю от него искреннее удовольствие.

Ко мне уже поступали запросы от брендов и от компаний, которые хотели бы делать свои комнаты и работать в этом направлении. Я думаю, что об этом пока рано говорить. Посмотрим через полгода — через год, когда основные селебрити сюда придут. Нужно до этого времени себя здесь как-то закрепить, чтобы мы стали узнаваемыми и чтобы потом нас не забыли.

Сколько проживет приложение и сохранится ли его популярность, во многом будет зависеть от того, появятся ли новые инструменты и версия для Android. Я думаю, что Clubhouse проживет долго. Почему нет? Был Live Journal, Facebook (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации), «ВКонтакте», «Одноклассники», потом появился Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) с фотоконтентом, затем мессенджеры с текстовыми сообщениями, TikTok, а сейчас мы переходим к аудио. Мне кажется, уникальность Clubhouse в том, что он как раз таки позволяет закрепиться людям, которые могли быть абсолютно неизвестными в других соцсетях. Но в силу того, что они умеют правильно и увлекательно говорить, они могут стать на этой площадкелюб узнаваемыми и популярными спикерами, с которыми в будущем смогут работать крупные компании и рекламодатели.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Евгений Давыдов, сооснователь креативного агентства Setters

Я очень люблю тестировать новые площадки. Недавно мне на глаза попалась статья про Clubhouse, по-моему, про выступление Илона Маска. И буквально через пару часов мне отправляет инвайт Кирилл Малев из «Кухни на районе». Тут грех не попробовать.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мы регулярно проводили большие мероприятия для всей креативной тусовки, тратили на это большие ресурсы и сотни часов подготовки — все для того, чтобы популяризировать сферу и сделать ее более прозрачной и менее снобской. А в Clubhouse можно собраться за несколько минут и в формате лампового разговора вместе с именитыми представителями агентств, брендов и корпораций рассказать большое количество инсайдов и ответить на интересные вопросы. Например, мы запустили свое шоу «Джун» — вместе с классными агентствами рассказываем молодым ребятам, как попасть в ту или иную сферу.

Как спикер я провожу в Clubhouse не более двух часов в день в разные промежутки времени. Как слушатель — около 3-4 часов. Я понимаю, что такой жесткий спринт не продлится больше пары недель. Но пока тут открыто делятся информацией, за которой порой приходилось охотиться месяцами, — я в деле.

Вся магия на данный момент в качестве комьюнити. Оно уже начинает размываться, заходит все больше людей, которые начинают монетизировать каждую минуту своего пребывания здесь. Я верю в то, что сам формат такой коммуникации останется с нами надолго. А вот в какой соцсети и сможет ли кто-то из гигантов повторить успех Clubhouse — большой и интересный вопрос.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Александр Кукалев, SMM-менеджер в Mail.Ru Group

В Clubhouse я зарегистрировался недели 4 назад. Читал о нем где-то на фейсбуке (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации), а потом с ребятами решили, что нужно попробовать. Не работу работать в рабочее же время, в самом деле. Так получилось, что мы со знакомыми ребятами собрались в рандомной комнате, начали разгонять и в итоге приняли решение создать комнату «Кто такой и зачем нужен Герман Клименко». Сам Герман к нам пришел уже минут через 5. Потом к нам залетал его сын, и все поехало. Мы решили названием своей комнаты зазывать именитых гостей. А они и приходили. Ну, кроме Лапенко и Моргенштерна, остальные так или иначе у нас появлялись на паблик-ток.

Забавно, что в первое время iPhone показывал, что в Clubhouse я провел 26 часов из 24 возможных. Мы там сидели сутками напролет и держали нашу комнату до появления следующей — чтобы люди постоянно видели нас и знали, что у нас круто и весело.

С работой совмещать Clubhouse очень легко, он просто у тебя всегда в фоне. Ну, кроме рабочих коллов. Слышишь себя — отзываешься. Нет — работаешь дальше. Я раньше никогда ничего не делал фоном, пока работал, но Clubhouse занял эту нишу идеально.

У меня нет цели пропиариться, стать известным или заработать много денег. Такие вещи всегда происходили со мной сами собой. Так и тут: я не гонюсь за подписчиками, славой или прибылью — я гонюсь за удовольствием. Наши ребята растят свой бренд, их приглашают для коммерческого проведения комнат, покупают рекламу — они молодцы, наверное, так и нужно делать.