В нашем социальном коллективном хозяйстве начались волнения. Дамы света и полусвета, политики, главные редакторы глянца, модники, дизайнеры и все, кого в свое время более прагматичные товарищи поместили под надгробие с надписью «Креативный класс», — находятся в сильнейшей экзальтации. Появилась новая социальная сеть. Называется Clubhouse. Там нет картинок, там нельзя писать, там нельзя (о боги!) ставить лайки. Там можно только говорить.
Глобальный стендап: зачем нужна и чем хороша новая соцсеть ClubHouse

Clubhouse и все-все-все
При всей катастрофической нехватке времени за два дня неожиданно выяснилось, что достаточное количество известных людей готовы на собственной кухне (частично виртуальной) вступить в разговор. О чем угодно. Когда угодно. И не меньшее количество людей собралось их послушать. С одной стороны, ничего революционного. С другой стороны — я уже два дня слышу радостные возгласы тут и там, а некоторые уже пишут сообщения в духе «просидели в этих комнатах с мужем до трех ночи — все никак не могли оторваться». Столько знакомых людей, столько разговоров, столько нового узнали.
Грубо говоря: писать всем лень (и еще надо уметь), а вот высказаться в духе «все знаю — все расскажу» хотят все. И черт с ними — с детьми, работой, заснеженной дорогой, дайте я все расскажу. Ну или хотя бы послушаю, если сказать нечего.
По сути Clubhouse — это простейшая социальная сеть, но в формате радио. Зарегистрировавшись по инвайту (да, пока что соцсеть работает по приглашениям), вы можете организовать свою радиоточку, которые тут называются «комнатами». Вы становитесь модератором этой комнаты, куда можете позвать в «президиум» соведущих. Дальше ищем знакомых, фолловим их, и они у себя в ленте начнут видеть ваши объявления. В назначенный час заходите в свою комнату, берете наушники и начинаете увлекательно трещать.
Вы можете дать высказаться любому, кто сейчас пришел к вам в комнату. Если кто-то из участников хочет высказаться, то он поднимает руку, и вы можете (если хотите) дать ему слово.
Основное новшество в том, что параллельно ведется бесконечное количество эфиров. Вот Алекс Дубас в комнате под названием «Кто такой и зачем нужен Михаил Шац». Вот Ян Яновский высказывается относительно любимых ресторанов на Патриарших в комнате «Ресторанного Навигатора», а главный редактор Правила жизни Сергей Минаев собирает тусовку в полторы тысячи человек на планерку журнала. Очевидно, что через месяц их может быть в разы больше. Пока комнаты ограничены по количеству — 5000 человек, но верится, что это ненадолго.
Что же хорошего?
Первое и главное. Невозможность выдавать чужой контент за свой. Можно нанять ретушера, и он будет старательно корректировать и отбирать ваши фотографии в инстаграме (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации). Ваш фейсбук (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) или телеграм-канал может вести крутейший «гострайтер», и все будут ахать от того, как вы метко цитируете Пушкина. Для YouTube можно написать сценарий и позвать профессионально продюсера. Везде, где нет элемента интерактивности, — есть элемент недостоверности. Ну или простой, простите, на*** (обман. — Правила жизни).
Тут все не так. Прямой эфир. Вы. Аудитория в «комнате». Дайте слово любому (или любым) и начинайте полемизировать. В комнату может прийти ваш друг, поднять руку, вы дадите ему слово, и он поддержит вас. Но сюда может зайти и ваш антагонист, которому (если у вас есть яйца) тоже можно дать слово. Или может так случиться, что вы пришли в группу, где обсуждают пятую точку Ивлеевой, а модератор коварно дает слово «случайно зашедшему на огонек» пушкинисту, который в лучших традициях Довлатова провоцирует вас цитатой Лермонтова, и несколько тысяч (а через час благодаря сарафанному радио — сотен тысяч людей) понимают, что вы максимум можете отличить Ивлееву от Малыгиной, а между Пушкиным и Лермонтовым дистанцию вы видите условно.
Опасно? Очень. Увлекательно? Еще как. Притом не только как спикеру но и как слушателю. Вы становитесь наблюдателем глобального stand-up. Где каждый умник, который раскритиковал снижение ставки ЦБ позавчера, может лоб в лоб столкнуться с реальной Эльвирой Сахипзадовной Набиуллиной, которая в лучших традициях может «потянуть за базар».

Второе. Сопричастность. Представьте ситуацию: ряд светских львиц десантируется в ресторан Semifreddo. С помощью инстаграма (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) условная Глаша с Патриков оценит, насколько помолодела Ирина Вольская, в каком «обвесе» Bvlgari пришла Ксения Тараканова, как прелестно улыбается Ирина Зарькова. Ну, максимум еще посмотрит, что стоит на столе, прочитает под фотографией комментарий в духе «Девочки такие девочки!» и грустно пойдет пить кофе с такой же профурсеткой, и будут они на двоих вздыхать о нелегкой своей судьбе.
Хотя бы на минуту представьте себе, что Глашу с ее подругой пригласили посидеть за таким столом — и хотя бы на десять минут послушать, что там говорят. У Глаши выгорел бы мозг от такой возможности. Это тебе не ток-шоу по телевизору, где все подстроено и все врут. Картинки картинками, но слушать все любят гораздо больше. А сплетничать — тем более. Не делайте такое умное и одухотворенное лицо. По статистике, вы сами занимаетесь этим пару часов в день с помощью всех возможных каналов коммуникации.
Какие опасности?
Если обойти вниманием, что дети будут слушать мат или появятся комнаты откровенно экстремистского толка, то платформу могут в любой момент заблокировать. Китайская Коммунистическая партия разобралась с Clubhouse довольно быстро. Никто даже пикнуть (в прямом смысле этого слова) не успел.
С точки зрения бизнеса потенциальную опасность могут почувствовать радиостанции разговорного формата. Пока в «группу прослушки» набиваются всего по 5000 человек, но что будет, когда технические возможности позволят расширить комнату до размеров кратера на Луне?
Профессиональная сетка эфира, талантливая редактура и прочие атрибуты информационного бизнеса могут оказаться под ударом с точки зрения привлечения известных спикеров. Радио — это прежде всего закрепленное время эфира, помноженное на авторитет ведущего, который может уговорить выступить звезду в нужное время.
А тут и подождут без проблем. А пока ждем, может, в «комнату» и кто поинтересней придет. А если повезет, то и подвергнет обструкции приглашенную звезду. Представляете, какой глобальный стендап (хотя сюда так и тянется слово «срач») можно организовать?
Что дальше?
Ничего нового. ЖЖ владел просвещенными (и не очень) умами неприлично долго, и в итоге все разошлись. Твиттер начинался очень похожими людьми и довольно быстро пропал с радаров, хотя позже и отыграл позиции. Одноклассники и «ВКонтакте» как-то мгновенно маргинализировались. В Facebook (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) теперь можно максимум дорогу на Грушинский фестиваль узнать у пенсионеров. Сейчас головной мозг пристроен в Telеgram, спинным мозгом занимается Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации). Скукота.
Переизбыток визуального контента и текстов разной степени бездарности налицо. В этом плане Clubhouse действительно выглядит прикольной нишевой игрушкой, у которой совершенно точно найдутся свои сторонники. Будут они исчисляться десятками тысяч или миллионами, мы узнаем очень скоро.
Амплитуда жизни социальных сетей становится все короче. Стремительный интерес к новому формату типа Clubhouse был неизбежен и стремителен, но так же быстро может сойти на нет. Ну, а пока этого не произошло, я пойду уговаривать Алексея Зимина сделать эфир на тему «Как была осуществлена гастрономическая революция и почему так бездарно была просрана?». Согласитесь — вопрос важный, так что услышимся у меня в комнате.