Просто, смешно: как TikTok стал главной юмористической площадкой рунета (и над чем там смеются)
Юмор — то, за чем в тикток приходят и дети, и взрослые. Тут кривляются, шутят про дворец в Геленджике и ежедневные проблемы работников сферы услуг, высмеивают токсичную маскулинность и гиперопеку родителей, делятся жизненным опытом в формате скетчей и роликами со смешными животными. Благодаря возможностям площадки она идеально подходит как раз для юмора: завируситься здесь может не только забавный танец или фильтр, но и отрывок трека, смешной звук, кусок аудиодорожки из фильма или мультфильма или визуальный эффект. И все это — без дополнительных инструментов для монтажа и очистки авторских прав.
Для примера возьмем два юмористических хештега из раздела «Интересное» (какие хештеги туда попадают, решает команда модераторов на основании реакций пользователей и продвигает ролики с использованием этих тегов в ленту рекомендаций): #нечисто (обыгрывается отрывок песни из мультфильма «Три богатыря», 96,3 миллиона просмотров) и #эмоджикомбо (используется визуальный эффект, 53,2 миллиона просмотров). «Я не понимаю, у тебя 6 миллионов подписчиков за эти кривляния?» — негодует пользователь тиктока в комментариях под роликом блогера @kira_smrn, собравшим больше 120 тысяч лайков и полтора миллиона просмотров. В своем негодовании этот человек, кажется, чуть ли не единственный — другие пользователи (если изучить их профили, становится понятно, что подписчики Киры в основном дети) оставляют комментарии в духе «ахаха красотка», «я 17 лайкни пожалуйста» и «ты крашиха». Наглядная иллюстрация к крылатому выражению «ему палец покажи — рассмеется».
Вайнеры из инстаграма (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) — теперь в тиктоке
Vine (2013–2017) — мобильная платформа для создания 6-секундных видео (основной частью контента в приложении всегда были шутки), которая подарила миру Карди Би, а русскому языку — слово «вайнер». В скором времени вайнерами начали называть вообще всех блогеров, снимающих скетчи в интернете, даже если начало их карьеры случилось уже после закрытия приложения. В числе популярных (топ-10) «вайнеров» русскоговорящего интернет-пространства можно назвать Настю Ивлееву (@_agentgirl_, 18 миллионов подписчиков в инстаграме (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации)), Иду Галич (@galichida, 7 миллионов), Карину Лазарьянц (@karinakross, 9,8 миллиона), Натали Ящук @natali_iashuk, 3,7 миллиона) — все четыре успешно поселились и в тиктоке, где количество их подписчиков уже приближается к показателям в инстаграме (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации).
Но даже 10 миллионов подписчиков в другой соцсети — не гарантия успеха в тиктоке. Контент должен быть релевантен платформе, а здесь массовому зрителю хорошо заходят танцы, кривляния под популярную музыку, использование местных мемов и вирусных хештегов и приемов. Вышеперечисленные инстаграмеры с этой задачей, кажется, хорошо справляются, а уже имеющаяся медийность позволила им зайти на платформу через коллаборации со звездами из тикток-хаусов.
Один из самых ярких примеров успешной интеграции инста-блогера в тикток — Рахим Абрамов. У парня и в инстаграме (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) неплохо шли дела, но настоящую популярность ему принесла именно китайская соцсеть. Свои первые ролики для платформы Абрамов начал снимать в 2018-м, а через год выбрался в топы (не без поддержки своей подруги Дины Саевой, которая в 2019 году с 4 миллионами подписчиков уже была одной из самых популярных девушек тиктока).
Сегодня на страницу юноши (@rahimabram) уже подписано больше 10 миллионов человек. Его контент — все еще по большей части шуточный, но сейчас Абрамов всерьез сосредоточен на музыкальной карьере. И здесь TikTok тоже ему помогает: его хит «Фенди» использовали в тиктоке почти 4 миллиона раз. А завирусившийся и рожденный из старого мема трек «Собака писала собака какала» помог начинающей певице Розалии заявить о себе как о серьезном музыканте (подробнее об этом кейсе мы писали здесь), хотя от шуток девушка тоже не отказывается.
Юмор для всех?
Екатеринбурженке Наталье Гурмановой 26 лет, до блогерства девушка работала аниматором на курортах. В тиктоке Гурманова сначала снимала переводы популярных англоязычных видео, затем — уже собственные скетчи на разные жизненные темы: неудавшиеся отношения, бытовой алкоголизм в легкой степени, воспитание кота Симбы. Всего за полгода Натали набрала больше миллиона подписчиков и получила галочку верификации.
В том же поле, но с меньшим успехом и большей остротой (не без сальных шуток про секс) играет Оля Измайлова (@femalemem): ее основные темы — это груз одиночества и сложные отношения с мамой. Строгую маму пародирует в своих скетчах и Алиса — эти видео у нее самые популярные. В интервью изданию Srsly Алиса рассказывает, что не переживает, что сюжеты могут закончиться. «Они (сюжеты) везде, окружают меня повсюду: это и личный опыт, и рассказы подруг, и истории с форумов, и просто наблюдения за людьми в разных ситуациях».
Видео «человека-жизы» (взято из описания профиля) Димы Талаланова рассчитаны на еще более массовую аудиторию: едва ли в мире найдется человек, который хоть раз не ударялся мизинцем о дверной косяк или не стеснялся посещать уборную в гостях (да, скетчи тут все примерно вот такие). Рецепт популярности здесь такой: харизма, музыка в тему и такой контент, чтобы людям хотелось оставлять комментарии в духе «жиза жизная хахаха» (не забывайте постить регулярно, чем чаще — тем лучше).
...И не для всех
«В будущем каждый сможет стать известным на 15 минут», — говорил Энди Уорхол, и с появлением реалити-шоу его прогноз действительно сбылся. В тиктоке речь идет уже о 30 секундах — тут благодаря специфическим алгоритмам в ленту рекомендаций попасть может каждый (каждое видео показывается пользователям одинаковое количество раз независимо от количества подписчиков у автора, однако чем больше его досматривают, комментируют и лайкают, тем больше пользователей видят его в дальнейшем. — Правила жизни). Поэтому даже если вы не шутите про бывших, маму и не кривляетесь на камеру, ваша аудитория вас все равно найдет.
Статистика лайков/просмотров постироничного стендапера Александра Долгополова — не хуже, чем у его коллеги, резидента Comedy Club и большой звезды российского шоу-бизнеса Павла Воли. Кажется, элитные шутки про маглов-сексистов заходят тикточной аудитории не хуже, чем нарезки старых выпусков Comedy Club.
Мириам Чижикова с количеством подписчиков, приближающимся к 200 тысячам, — звезда феминистской стороны тиктока. «Мужчины приходят в комментарии очень часто — если бы мне платили по сотке за каждый непрошеный "совет", я бы уже не жила в России», — говорит Чижикова, но отмечает, что получает большое количество поддержки, а ее скетчи про феминизм любят подписчики.
Популярностью пользуется и профессиональный юмор. Например, #буднибариста по итогу оказались интересны не только работникам кофеен. Лиза @lis_nail — мастер маникюра из Белгорода, Евгения @lady.wax — мастер восковой эпиляции из Ярославля. Обе девушки снимают юмористические ролики про свою работу, этим и популярны в тиктоке. В комментарии приходят как другие мастера сферы красоты, так и ее клиенты. Интернет-популярность неплохо конвертируется в прибыль — новых клиентов девушки уже давно не принимают.
Еще один яркий пример — владельцы хостела в Петербурге Александр и Анна Друговы (@sasha_vanya_hostelspb). В сложные коронавирусные времена удержать бизнес на плаву им помог именно тикток. Подписчиков у страницы пока не очень много — всего 9 тысяч. Однако сами авторы рассказывают, что многие гости их хостела узнали о нем именно из тиктока, при этом в продвижение в социальной сети они не вкладывались.
Пародии, пародии, пародии
Пародисты — еще один большой жанр в тиктоке. Дело Павла Микуса, скетчера и некогда главного по мизогинному юмору в инстаграме (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации), продолжает Стас Круглицкий @stasprostoklass и его альтер эго Сантана Новикова. Героиня в гротескном парике ведет себя как «типичная девушка», обыгрывая разные жизненные ситуации, в которые попадает. Основной площадкой для контента Круглицкий выбрал инстаграм (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) (там у молодого человека 2 миллиона подписчиков), но тикток здорово помогает в продвижении: на аудиодорожки к роликам Стаса пользователи снимают свои ролики (большинство из них с говорящими котами) или записывают собственные версии видео.
В том же направлении шутит Олександр Дмитренко, он же Похититель Ароматов. Начав с парфюмерного блогинга на ютьюбе, Дмитренко стал известен широкой аудитории благодаря треш-обзорам нарядов знаменитостей на красных дорожках и записям из чат-рулетки, где он общался с незнакомцами в образе кассира «Пятерочки» и просто импозантной дамы Шуры Стоун. В тиктоке Дмитренко под ником @pohityushaaromusha выкладывает танцы под популярную музыку в гриме и без и смешные ответы на вопросы подписчиков. Смотрят и комментируют уже полмиллиона человек — такого успеха у Дмитренко не случилось ни в одной из других соцсетей.
Ваня @howtiskipschool обходится без костюма и парика — он в образе томного колумниста пародирует классические рассуждения Кэрри Брэдшоу о женщинах и мужчинах под мелодию из заставки «Секса в большом городе». «Мужчины как одноразовые маски. В наше время их так сложно найти, а когда находишь — понимаешь, что через три часа он уже бесполезен» — нам пообещали, что сюжет продолжения сериала будет разворачиваться в пандемию коронавируса, и не исключено, что настоящая Кэрри действительно так пошутит (увы, на полном серьезе).
Вдохновляется киноиндустрией и Анастасия Федько @nfedko — только снимает пародии не на конкретные фильмы, а просто высмеивает заезженные приемы и прочую банальность кинематографа. «Типичные трейлеры» и «типичные русские комедии» Федько разбавляет «типичными родителями», «типичными животными» и всем остальным, что может вызвать у зрителя чувство радостного узнавания.