«Женщина с татуировкой маори»: что нужно знать о Нанае Махуте — первой женщине на посту министра иностранных дел Новой Зеландии
За 24-летнюю карьеру в политике Наная Махута уже несколько раз становилась абсолютным первопроходцем, а два года назад она попала в список 100 наиболее влиятельных женщин по версии Би-би-си.
2 ноября премьер-министр Новой Зеландии Джасинда Ардерн назначила 50-летнюю Махуту главой министерства иностранных дел Новой Зеландии — 6 ноября она вступит в должность и станет первой женщиной и первой представительницей коренного населения (маори) на этом посту.
«Она из тех людей, кто способен очень быстро выстроить фантастический диалог, а это один из ключевых навыков в сфере международных отношений», — прокомментировала назначение Ардерн.
В 2016 году Наная Махута сделала на подбородке традиционную татуировку маори и стала первым министром с татуировкой на лице в парламенте страны. Среди прочего она занимала пост министра по развитию маори. После назначения министром иностранных дел Махута сохранит обязанности в местных органах управления и продолжит работать над вопросами развития своего коренного народа.
Права женщин
Выступая перед журналистами, Махута назвала свое назначение министром иностранных дел «огромной честью» и призвала задуматься о правах женщин. «Я надеюсь, что люди теперь вспомнят о работе других женщин в парламенте. Это ценность, которую мы унаследовали. Мы первая страна, которая предоставила женщинам право голоса, первая страна, которая гарантирует, что мы прогрессивны в вопросах, касающихся женщин», — заявила Махута.
«Я следую за этим многолетним наследием и надеюсь, что многие женщины маори или смешанного происхождения со всей Новой Зеландии увидят прорыв в областях, которые раньше были для нас закрыты с точки зрения профессиональных возможностей», — добавила она.
Лицо Новой Зеландии
Сегодня новый парламент Новой Зелландии — один из самых разнообразных в мире, отмечает CNN. Почти половину должностей в нем занимают женщины, а около 10 % — представители ЛГБТ-сообщества.
«Состав нового кабинета министров и исполнительной власти основан на заслугах, при этом он получился невероятно разнообразным, и я горжусь этим, — говорит премьер-министр страны. — Они отражают Новую Зеландию, которая их избрала».
Рукувай Типене-Аллен, журналистка телевидения маори, назвала назначение Нанаи Махуты чрезвычайно важным для коренного населения Новой Зеландии, потому что теперь «первое лицо, которое люди видят на международном уровне» принадлежит настоящей представительнице маори с традиционной татуировкой на лице.
«Мама, я люблю твою татуировку»
Наная Махута замужем за Уильямом Ормсби, у которого есть четверо детей от предыдущих отношений. В 2009 году у Махуты и Ормсби родился сын по имени Вайвайя, а через несколько лет — дочь Ниуа-Сибель.
Именно дочь сподвигла Махуту сделать татуировку. По словам политика, это было что-то вроде вызова, который она приняла. Получившийся результат дочери очень понравился.
«Мама, я люблю твою татуировку, я люблю твою моко", — сказала Ниуа-Сибель, увидев маму после процедуры. Традиционная татуировка маори называется "моко" (moko).
Женщинам чаще всего наносят такую татуировку только на подбородок, а мужчинам — на все лицо. Издревле нанесение моко считается священнодействием, которое сопровождается ритуалами и обрядами. Традиционная татуировка маори отличается от обыкновенной, так как процесс нанесения моко больше напоминает «резьбу» — вместо игл используются специальные зубила, или ухи (uhi).
Главной функцией моко еще с давних времен является племенная идентификация, это своеобразный паспорт, который невозможно потерять. Узор в виде спиралей указывает на то, к какому роду принадлежит тот или иной представитель маори и какое он занимает положение. За последние годы эта татуировка также стала важным символом возрождения культуры и идентичности маори.
По словам Махуты, ее моко на лице — это дань уважения предкам и показатель снижения стигматизации маори, так как раньше эти татуировки на лице связывали с деятельностью этнических преступных группировок.
Многие СМИ в целом отмечают положительный отклик на татуировку Махуты, благодаря чему больше людей стали задаваться вопросами о культуре и традициях маори в Новой Зеландии. Однако встречаются и противоположные мнения. Один из примеров — реакция на ее избрание новозеландской писательницы Оливии Пирсон.
В своем твиттере Пирсон заявила, что татуировки на лице не вяжутся с «элегантным и цивилизованным обликом иностранного дипломата в XXI веке». «Я повторю еще раз — татуировки на лице, особенно у женщин-дипломатов, — это верх уродства и варварства!» — позже добавила она. Слова писательницы не нашли поддержки, а одна из компаний Mighty Ape даже решила изъять ее книги из продажи. По словам Оливии, в ее адрес также стали поступать гневные сообщения и угрозы.
Татуировка на лице Махуты — далеко не единственная. У министра также есть татуировки на спине, плечах, груди и ногах. Все они связаны с ее происхождением и семейными корнями. Так, узоры на спине вдохновлены островами Кука, татуировка на плечах изображает крылья ястреба в честь покойной тети, а тайная моко на груди символизирует шрамы скорби после смерти отца.
Семья и права маори
Наная Махута родилась 21 августа 1970 года в Окленде в семье Роберта Те Котахитанги Махуты и Элизы Райхи Эдмондс. В детстве ее отца усыновил и вырастил пятый король маори Короки Махута, который приходился двоюродным братом его матери.
Она изучала бизнес маори и социальную антропологию в Оклендском университете, где позже работала в исследовательском отделе и библиотеке. Благодаря деятельности отца Махута тесно связана с движением короля маори и нынешним монархом маори Кинги Тухейтиа. Это движение появилось 170 лет назад, чтобы объединить маори под властью короля и препятствовать потере земель.
В настоящее время маори составляют примерно 15% населения Новой Зеландии. С давних пор маори отстаивают свои права, свой язык и ценности.
Политическая карьера Махуты началась в 1996 году и во многом была сформирована благодаря знаниям, почерпнутым от отца, который был занят в политических движениях маори. В частности, Махута помогала отцу, который в 1990-е годы участвовал в заключении мирового соглашения с властями, признавшими незаконным вторжение британцев в Уаикато (1863-1864 годы, период колонизации Новой Зеландии), где проживали представители коренных племен. В результате мирового соглашения представители племени уаикато-тайнуи получили денежные компенсации и часть земель на общую сумму около $171 миллиона, что составляет около 1 процента от стоимости земель, конфискованных в 1863 году (за это отец нового новозеландского министра подвергается критике).
«Она помогала отцу в исследовании этого вопроса и сборе документов. Она не появилась из ниоткуда», — комментирует Шейн Те Пу (Shane Te Pou), коллега Махуты по Лейбористской партии. Он также отмечает работу Махуты в реализации проекта по повышению качества питьевой воды.
На то, чтобы идти в политику, Махуту вдохновило то, что она выросла в окружении лидеров племени маори, которые часто посещали их дом. «Я увидела, что целеустремленные люди с идеями могут добиваться реальных результатов», — говорит политик.
Несмотря на то что ее назначение для многих стало неожиданностью, люди из ближайшего окружения Махуты совсем не удивлены. Бывший лидер лейбористов Дэвид Канлифф, сотрудничавший с Махутой 17 лет, считает, что ее пример вдохновляет. По его словам, она цельный и стойкий человек и у нее есть жесткость, которую она обычно не показывает, а еще Наная Махута несет в себе глубокие корни культуры своего народа.