Слушай, а не смотри: как всего за 10 лет появилась индустрия российских подкастов
Слушай, а не смотри: как всего за 10 лет появилась индустрияроссийских подкастов
Если интернет заменил нам телевидение, то подкасты уверенно идут к тому, чтобы занять в сердцах слушателей место радио (а отчасти — лекций и аудиокниг). По просьбе Правила жизни в рамках совместного проекта с сервисом «Яндекс.Музыка», который в этом году отмечает десятилетие, журналист и главный редактор сайта Podcasts.ru Эдуард Царионов рассказывает, как сквозь взлеты и падения подкасты вышли из подполья и образовали целый новый рынок в России.
В начале 2010-х не такая уж большая часть русскоговорящей аудитории знала, что такое подкасты в принципе. А сейчас этот рынок в России и мире разросся настолько, что если мы говорим о контенте, который слушают, то имеем в виду разговорные аудиошоу наравне с музыкой. Во многом причиной тому стали новые способы дистрибуции контента — появились удобные платформы и сервисы, которые позволяют слушать интересные выпуски подкастов вперемежку с любимыми музыкальными треками на одной общей площадке, а также появление доступного интернета и развитие гаджетов.
Если на Западе история подкастинга началась гораздо раньше, и к 2011 году в Великобритании людей, слушающих подкасты, было больше, чем пользующихся твиттером, то в России этот рост пришелся именно на второе десятилетие XXI века.
Пока в Америке выходил подкаст Serial, который прослушали более 420 миллионов раз, самым популярным подкастом становился ежедневный проект газеты The New York Times, а студии The Gimlet и сервис Anchor продавались за миллионы и становились часть других гигантов, у нас шли совсем другие процессы, в другом темпе и с другими героями.
Два гиганта
«Подкастинг мертв» — с таким лозунгом 1 января 2015 года был закрыт первый в России подкаст-терминал Rpod. Он просуществовал десять лет и на протяжении трех из них был единственной площадкой для только-только зародившегося явления — подкастов.
«Создал его радиоведущий, голос "MTV Россия" Василий Стрельников. Еще до подкастов он делал "Пиратское радио" — интернет-радиостанцию, которая выходила в эфир из его спальни. "Мне всегда нравилось аудио, я с детства любил слушать радио. Но тогда, в 2005 году, в России было очень мало качественных радио шоу, — поделился с нами Стрельников. — В то время как в США уже появились и развивались подкасты. Мне стало интересно, почему в России этим никто не занимается. Запустил сайт Rpod.ru и на своем примере, на примере своего подкаста, хотел показать россиянам, как это делается"
RPod.ru быстро набрал популярность среди продвинутых пользователей интернета тех лет. Сайт позволял загрузить свои аудиодорожки, дать им названия, описание, установить обложку, сформировать RSS-ленту. Подкасты можно было добавлять в избранное и скачивать, а все новые выпуски появлялись на главной странице.
Подкасты не подвергались цензуре. Основатель одного из самых долгоиграющих российских подкастов, "Радио-Т", под ником Umputun рассказывает Правила жизни:
"Это было какое-то открытие глаз. Оказывается, и так можно было. До того как я познакомился с подкастами, я слушал и радио, и разные передачи. Однако вот такой свободный разговор ведущего со слушателем мне показался глотком свежего воздуха. Насколько я понимаю, многие тогда почувствовали то же самое".
Для того чтобы делать подкасты, не нужно было получать лицензию на вещание, проходить модерацию или покупать дорогостоящее оборудование. Доступность и открытость площадки быстро привели к тому, что на сайте, с одной стороны, часто появлялись новые лица и интересные шоу, а с другой, большая часть контента была, как говорит сам Стрельников, "шлаком": "Мы, конечно, следили, чтобы не было экстремальных каких-то историй, чтобы не нарушались права на музыку, но кроме этого — ничего не трогали. Философия была такая: если среднестатистический Ваня из Воронежа хочет выложить подкаст про то, как ему позвонили из военкомата, — это его право".
Свободный проект Стрельникова был безальтернативен. Пока не пришел PodFM.
В марте 2008 года продюсер центра "Ройбер" Максим Спиридонов объявил о запуске новой подкаст-платформы. По сравнению с начинанием Стрельникова, который запускал площадку для себя, своих слушателей и для продвижения подкастов в России, PodFM был коммерческим проектом.
"Мы стараемся "ловить тенденции", понимать, чего ждет рынок, чего ему не хватает и почему, — рассказывал Спиридонов в интервью сайту "МирТесен". — Летом 2007 года мы, определяя планы по запуску разработки новых сайтов, выяснили, что в нише русскоязычного подкастинга есть место как минимум для еще одного крупного проекта, который будет иметь очень высокие шансы на успех — как в среде пользователей, так и с финансовой точки зрения".
PodFM повторял все функции Rpod, но добавлял туда редакционный подход. На сайте постоянно формировались разные подборки и топы: "Новинка", "Подкаст недели", "Сегодня в эфире". Но самую большую роль играла вкладка "Сделано на PodFM". PodFM активно приглашал туда самых топовых подкастеров, а взамен просил упоминать сервис в их выпусках.
Это часто вызывало негодование со стороны Rpod и даже приводило к конфликтам. Известны случаи, когда подкасты удалялись с площадки Стрельникова за "пропаганду PodFM" (так случилось, например, с RadioGrinch) или исчезали из выдачи на главной странице "за отношение к площадке" (это произошло с подкастом "Кадры").
В свою очередь, PodFM был вовлечен в странные попытки заработать деньги на слушателях. Так, в 2011 году, уже после выхода Максима Спиридонова из проекта, сайт договорился с МТС о специальном тарифе для пользователей. Невероятные для того времени 50 рублей за 1 мегабайт при использовании PodFM вызвали бурю критики в адрес подкаст-площадки и сотовой компании. Один выпуск подкаста тогда весил около 30 мегабайт, то есть абонент платил за скачанный эпизод около 1500 рублей.
PodFM и Rpod шли параллельными курсами, по-разному подходя к своей роли в мире русскоязычного подкастинга. Но ожидаемого взлета подкастов не случилось. Виной тому можно считать отсутствие быстрого интернета — подкасты нужно было заранее скачивать на компьютер, чтобы послушать; или то, что в России была разрушена культура развлекательного аудио.
Гиковское развлечение
В 2012 году Apple объявила о запуске приложения "Подкасты". Спустя два года оно стало предустановлено во всех смартфонах и планшетах компании. Люди, которые даже не знали слова "подкасты", внезапно обнаружили у себя в кармане доступ к тысячам аудиопередач. Тогда техника Apple была все еще премиальным сегментом: устройства компании могли себе позволить либо зажиточные люди, либо гики, которые смотрели ютьюб-канал Wylsacom и изучали каждое новое изменение в iOS.
"Подкасты были сосредоточены, конечно, на эппловской технике, — рассказал нам создатель Beardycast Сергей Епихин. — Хоть доллар тогда и стоил дешевле, но не так это было все доступно, как сейчас".
На тот момент только с iPhone или iPod можно было удобно искать, загружать и слушать подкасты, не используя для этого компьютер. Это значительно упрощало доставку аудиошоу в наушники пользователей.
К 2015 году на платформе Apple запустилось три крупных подкаста про технологии: Beardycast, Zavtracast и "Отвратительные мужики" и еще десятки более мелких.
"О подкастах в целом знали только технологические энтузиасты, — рассказывает Правила жизни Тимур Сейфельмлюков, создатель Zavtracast. — То есть люди, которые знали, как работают технологии, как работает интернет, знали, что такое RSS-лента. И эти люди нашли новомодный, необычный формат, через который могли рассказать что-то таким же технологическим энтузиастам".
Аудитория сама формировала вокруг подкастов комьюнити. По сравнению с другими шоу, которые не могли найти своих слушателей, теряли энтузиазм и закрывались, технологические проекты оставались на плаву и, по сути, были главным двигателем индустрии вплоть до 2018 года.
"Был момент, в 2016-2017 годах, когда Beardycast, Zavtracast, "Радио-Т" и "Отвратительные мужики" были самыми крупными подкастами на рынке", — продолжает Тимур Сейфельмлюков.
Но не только конкуренция подвинула технологические подкасты. Многие из них сами за эти годы стали меняться и искать новые направления. Так, "Отвратительные мужики" из просто подкаста превратились в полноценное СМИ, в котором аудиошоу — лишь небольшая часть создаваемого контента. А Zavtracast и Beardycast стали развивать собственные подкаст-сети, добавляя к основному технологическому проекту спиноффы. Так, в сеть Beardycast сейчас входит подкаст о фотографии, подкаст о космосе, подкаст о фитнесе и ЗОЖ, подкаст об играх и еще несколько других.
"В те годы мы были вольны делать что хотим и отвечали только перед своими пользователями, — объясняет Сергей Епихин. — А сейчас у нас все расписано, здесь рекламная интеграция, там рекламная интеграция. Мы в некотором смысле в заложниках ситуации сейчас. Хочется уделять больше времени сложным форматам, экспериментировать, поэтому и появляются другие проекты. Но остается и Beardycast, потому что есть аудитория, которая от тебя чего-то ждет".
Технологические подкасты остаются важной частью индустрии и сейчас. Так, с Beardycast сотрудничают такие компании, как "Яндекс", Nvidia или Toyota. Однако фокус внимания аудитории сместился благодаря приходу в подкасты одного крупного медиа.
"Медуза"-бум
"Мы увидели большой расцвет, когда в подкасты пришла "Медуза"
— Тимур Сейфельмлюков.
"Нужно сказать спасибо "Медузе". Если говорить о широкой публике, о подкастах узнали, когда в индустрию подтянулись крупные медиа"
— Сергей Епихин.
"Главный триггер, мне кажется, — это появление подкаст-отдела "Медузы"
— основатель студии "Подкастерская" Лев Пикалёв.
2017 год стал рубежом, после которого начался новый виток в развитии подкаст-индустрии в России. У каждого человека в кармане есть смартфон, у многих из них — с предустановленным приложением "Подкасты". Дешевый мобильный 3G- и 4G-интернет теперь позволяет легко включать подкасты практически в любом месте без необходимости загрузить выпуск заранее. Есть пример западного рынка с многомиллионными рекламными бюджетами и растущей конкуренцией между площадками. Все эти факторы стали плодотворной почвой для развития подкастов "Медузы".
"Мы не думали о том, что это может так повлиять на развитие рынка, — рассказывает Правила жизни Лика Кремер, бывшая глава отдела подкастов в "Медузе" и сооснователь подкаст-студии "Либо/Либо". — Несколько сотрудников оставались после работы, чтобы экспериментировать с аудио, потому что верили в этот формат. И когда стало что-то получаться, технический отдел рекордными темпами запустил собственную подкаст-платформу, и по несколько раз в неделю мы стали повторять многомиллионной и очень лояльной аудитории: "Послушайте, подкасты — это круто!" Поэтому для многих сегодняшних слушателей подкастов в России подкасты "Медузы" стали первым опытом слушания. Но, конечно, в случившемся важную роль сыграло совпадение. Рынок подкастов был готов начать расти. Мы просто сделали нужную штуку вовремя".
За первые полгода существования подкастов "Медузы" их выпуски скачали более миллиона раз. Запуск подкастов таким большим медиа подтолкнуло и аудиторию к более активному прослушиванию подкастов, и другие СМИ к тому, чтобы вкладываться и делать свои шоу.
"Для индустрии медиа "Медуза" — очень важное издание, на которое многие ориентируются, — объясняет нам Лев Пикалёв, основатель студии "Подкастерская", — поэтому появилось желание и у других ресурсов что-то делать. Благодаря этому и бизнес начал поглядывать в сторону подкастов".
Развитие
С 2017 года рынок подкастов в России значительно вырос. Только за последний год, по словам Льва Пикалёва, выручка их студии удвоилась, что говорит о растущем спросе.
"Я уверена, что в ближайшие годы аудитория подкастов в России вырастет в несколько раз, — прогнозирует Лика Кремер. — Я вижу, как в новой индустрии появляются стандарты, конкуренция, как рекламодатели становятся смелее и требовательнее. Как площадки конкурируют за производителей. Все как у взрослых, и это очень интересное время!"
Соревнование между платформами за внимание слушателей — один из трендов будущего, который нас ждет в сфере подкастинга (как это уже происходит между стримингами сериалов вроде Netflix и AppleTV+). В то время как один музыкальный исполнитель выпускает за год альбом из десяти треков, который можно послушать за полчаса, один подкаст состоит из десятков, если не сотен эпизодов по полчаса каждый.
Пользователь проводит с подкастами гораздо больше времени. А еще, по последним исследованиям, он лояльнее: выше дослушиваемость, лучше отношение к рекламе. Неудивительно, что стриминги хотят привлечь слушателей подкастов.
Как это сделать? С помощью эксклюзивного контента. И это еще один тренд. В то время как на западном рынке свои эксклюзивные шоу уже есть почти у всех площадок, от Spotify и Audible до Deezer, в России такой подход пока использует только "Яндекс.Музыка", в библиотеке которой сейчас уже больше 180 тысяч эпизодов подкастов.
"Яндекс" не покупает целые студии, как делают западные стриминги, но зато активно развивает сетку своих собственных эксклюзивных подкастов. Компания договорилась с одной из самых популярных в России студий подкастов — "Либо/Либо", и они сделали вместе уже несколько проектов: "Истории русского секса", "Одно расстройство", "Фермата. Разговоры о музыке". Кроме того, "Яндекс" выпустил эксклюзивные проекты вместе с редакцией популярного подкаста "НОРМ" и со спортивным сайтом Sports.ru.
"Мы очень хотели найти партнера подкасту "Новое материнство", чтобы отбить затраты, но никак не находился какой-нибудь смелый бренд, которому было бы ок, что мы рассказываем сложные истории. "Яндекс" такого контента не испугался, — поделилась с нами Даша Черкудинова, создательница подкастов "НОРМ" и "Новое материнство". — "Яндекс.Музыка" очень много делает для развития формата подкастинга, очень активно знакомит россиян с контентом подкастов, и это очень приятно. Надеюсь, в будущем серьезный процент населения России будет слушать подкасты благодаря нашим совместным усилиям".
И действительно, подкасты слушают все больше. Так, эксклюзивный подкаст сервиса "Истории русского секса" всего за три месяца смог собрать миллион прослушиваний. И очень быстро преодолел рубеж в два миллиона.
Эксклюзивность подкастов, впрочем, не только привлекает аудиторию для площадок, но и позволяет создателям сконцентрироваться на том контенте, который они производят, не переживая за продвижение, дистрибуцию и технические аспекты.
"Я как автор занимаюсь только созданием подкаста, поиском героев, продюсированием, монтажом, — рассказывает Правила жизни Алина Белят, автор подкаста "Одно расстройство". — Дистрибуция и продвижение были бы пятым делом, на которое просто не оставалось бы сил. Поэтому когда ты отдаешь "Яндексу" эксклюзив на подкаст, ты понимаешь, что это точно будет продвигаться".
Кроме того, площадки все время находятся в поиске новых авторов, которые смогут создать качественные шоу и привлечь новых слушателей.
"Мы участвуем в питчингах и фестивалях — и таким образом не только ищем таланты, но и популяризируем подкасты среди потенциальной аудитории, — подтверждает эту мысль в интервью Inc. Russia продюсер подкастов "Яндекс.Музыки" Илья Карпухин, — Когда мы делали трехдневный интенсив с командами InLiberty и "Либо/Либо", среди прочих была заявка Алины Белят о подкасте про ментальное здоровье. В итоге у нас появился подкаст "Одно расстройство" о людях с ментальными особенностями. И подобных кейсов будет больше".
Это еще один тренд — рост внимания к новичкам, независимым авторам и маленьким подкастам. Появляется все больше разнообразных курсов, интенсивов и вебинаров, которые посвящены подкастингу. Можно выделить и другие тренды будущего: улучшение качества статистики подкастов, внедрение аудиоконтента в экосистемы и увеличение роли искусственного интеллекта на сервисах. Но в конце концов весь прогресс индустрии сводится к росту качества новых подкастов и росту аудитории, которая их слушает. А эти параметры в России последние годы становятся все лучше и лучше.
"Можем провести аналогии из истории, — размышляет Максим Спиридонов, основатель PodFM. — Ранние времена, до возникновения PodFM, можно назвать каменным веком подкастинга. Потом была Античность 2008–2012 года, когда все ждали бума, а я прогнозировал финансовый успех. Дальше было Средневековье, упадок, до 2018 года. А сейчас у нас Ренессанс, Возрождение. Красиво ложится".
читать также
От Адель до Моргенштерна: кто останется в музыкальной истории 2010-х
От Адель до Моргенштерна: кто останется в музыкальной истории 2010-х
"Я такая мета-мета": насколько хорошо вы знаете тексты хитов 2010-х? Сложный тест Правила жизни
"Я такая мета-мета": насколько хорошо вы знаете тексты хитов 2010-х? Сложный тест Правила жизни
Стриминги и песни-мемы: как (и почему) изменилась музыка за последние 10 лет
Стриминги и песни-мемы: как (и почему) изменилась музыка за последние 10 лет