Хроника протестов в США, неделя первая: как смерть афроамериканца, задушенного при задержании, спровоцировала массовые беспорядки и погромы
25 мая
Вечером в понедельник (20:08, если быть точными) в службу 911 Миннеаполиса, штат Миннесота, поступил звонок. Его прямыми последствиями скоро станут ввод войск в пылающие американские города, невиданные в истории страны уличные беспорядки, миллиарды долларов ущерба и тысячи арестов. К чему он приведет в конечном итоге, через неделю все еще непонятно; очевидно только, что по воздействию на американское общество и, вероятнее всего, политическую расстановку сил в современном мире влияние этого звонка сопоставимо с террористическими атаками 9/11.
Неизвестный заявил в полицию о некоем «подлоге» (forgery in progress); что конкретно происходило в этот момент на Чикаго-авеню района Паудерхорн, до сих пор неизвестно. Прибывшие по вызову полицейские обнаружили в одном из припаркованных автомобилей сорокашестилетнего чернокожего Джорджа Флойда, предположительно находившегося в нетрезвом состоянии. На требование выйти из машины Флойд не отреагировал, после чего, согласно более поздним заявлениям полиции Миннеаполиса, снятого прохожим, можно сделать вывод, что сопротивления Флойд не оказывал.)
Дальше произошло следующее: офицер полиции Дерек Шовин прижал Флойда к асфальту, поставив ему на горло колено. Флойд неоднократно просил о помощи: «Пожалуйста, я не могу дышать». Прохожий с камерой (присутствие которого абсолютно не смутило полицию) возмутился: «Вы уже его задержали, дайте ему дышать». Шовин отмахнулся; он душил Флойда на протяжении трех минут, пока тот не умолк и не перестал шевелиться, — и еще пять минут и 46 секунд после этого. Прибывшая на место происшествия скорая помощь не зафиксировала у Флойда пульс; он был доставлен в больницу, где медики зафиксировали смерть.
Видео убийства в тот же вечер было выложено в соцсети, а к ночи попало в эфир федеральных телеканалов.
26 мая
Произведенное утром 26 мая вскрытие тела Флойда показало, что причиной его смерти стало опьянение и существующие проблемы со здоровьем в сочетании с последствиями сопротивления полиции. Эта формулировка сыграет огромную роль в дальнейших событиях, и к ней мы еще вернемся.
В середине дня в центре Миннеаполиса начались протесты. Сотни людей прошли маршем до Третьего участка — места работы Шовина и троих его коллег (речь о которых пойдет ниже). Важно заметить: вопреки распространенному обывательскому мнению, уже в первых протестах участвовали люди всех полов, цветов кожи и уровня достатка; так будет продолжаться и в дальнейшем.
Неизвестно, кто именно спровоцировал первые столкновения — полиция или протестующие. Около восьми вечера в полицейские машины, припаркованные у Третьего участка, полетели камни и бутылки с водой; в ответ были применены резиновые пули и слезоточивый газ.
Примерно в это же время начальник полиции Миннеаполиса Медариа Аррадондо отстранил Шовина и троих его коллег, присутствовавших при задержании Флойда, от занимаемых должностей. Ничего изменить это уже не могло.
27 мая
В среду протесты достигли национального масштаба: марши памяти Флойда прошли не только в Миннеаполисе, но и в других городах Америки. Крупнейшие состоялись в Мемфисе и Лос-Анджелесе.
В Миннеаполисе в районе шести вечера протестующие начали бить стекла в полицейском участке, что снова спровоцировало применение резиновых пуль и слезоточивого газа.
Вечером 27 мая в Миннеаполисе случилось одно из самых странных и с трудом поддающихся рациональному объяснению событий первых дней протеста. Неопознанный (поначалу) белый человек в противогазе подошел к соседней с полицейским участком автомастерской и начал бить в ней стекла — несмотря на призывы протестующих прекратить. Пользователи твиттера опознали мужчину как полицейского под прикрытием, пытающегося спровоцировать погромы вместо мирных демонстраций. Полицейское управление округа Сэйнт-Пол опровергло эту информацию.
Тем не менее именно в среду протесты в Миннеаполисе превратились в массовые беспорядки, сопровождаемые поджогами и мародерством. Сгорело несколько зданий, был подожжен полицейский участок.
Вечером в среду в деловом районе Лос-Анджелеса собрались тысячи протестующих. Демонстрация проходила относительно мирно — доставалось в основном полицейским машинам. Здесь же была применена характерная лос-анджелесская тактика протеста: демонстранты перекрыли шоссе, пересекающие огромный город, фактически парализовав тем самым движение на много десятков километров. В одиннадцать вечера власти объявили происходящее незаконным собранием и разогнали присутствующих — тоже пока без особых эксцессов.
28 мая
Четверг стал переломной точкой протестов: мирное выражение гражданской позиции в считаные часы превратилось в погромы и грабежи по всей стране. Полиция перешла на усиленный режим, постоянным фоном городской Америки стал рев полицейских и пожарных сирен, звук вертолетов и запах гари.
Губернатор Миннесоты Тим Вальц призвал в Миннеаполис Национальную гвардию: полиция уже не справлялась с многотысячными толпами. Вальц при этом отверг предложение начальства армии отправить в город отряды военной полиции: это беспрецедентный шаг, де-факто означающий без пяти минут ввод военного положения. Тогда же губернатор первым из американского регионального руководства публично провел грань между мирными протестами и деструктивными массовыми беспорядками. Разделяют это мнение далеко не все; тем не менее национальная гвардия вошла в десяток крупных городов для поддержания порядка на улицах.
На федеральном уровне ко всему происходящему относились странно пассивно: единственным внятным заявлением по теме к тому моменту было обещание Министерства юстиции провести скорейшее расследование смерти Флойда.
29 мая
Дерек Шовин арестован по обвинению в убийстве третьей степени и причинению смерти по неосторожности второй степени. Чтобы объяснить специфику этих статей, понадобится длинный экскурс в специфику американского уголовного права; достаточно сказать, что если обвинение будет доказано, Шовин может получить совокупно до 35 лет тюрьмы. Ключевое слово здесь «если»: первое обвинение может быть снято в суде, а второе само по себе не является тяжким. С учетом существования отдельной системы правоприменения для полицейских Шовин может отделаться чуть ли не освобождением в зале суда. Адвокат семьи Флойдов не без оснований считает, что Шовину должна быть предъявлена гораздо более тяжкая статья — убийство первой степени, а его коллегам (на сегодняшний момент не получившим вообще никаких обвинений) — как минимум причинение смерти по неосторожности, если не соучастие в убийстве.
На протестующих эти новости не произвели вообще никакого впечатления: американское правосудие — долгая история, следствие может длиться годами. Погромы в пятницу усилились. Не помогло и то, что президент Трамп в твиттере написал: «Мародерство будет встречено пулями» (в прессе сразу заметили, что фраза имеет расистские корни: в 1967 году она была использовала шефом полиции Майами Уолтером Хэдли в контексте ужесточения полицейских мер в черных кварталах).
В Лос-Анджелесе толпы подожгли десяток полицейских машин и разгромили Западный Голливуд и прилегающие районы. Мэр Эрик Гарсетти ввел комендантский час и призвал Национальную гвардию. Беспорядки с особой силой вспыхнули в Атланте, где толпы едва не разгромили штаб-квартиру телеканала CNN, и в Нью-Йорке, где столкновения с полицией и грабежи продолжались всю ночь, несмотря на комендантский час. В Вашингтоне многотысячная толпа пришла к Белому дому с плакатами «Не стреляйте в нас» и «Я не могу дышать»; в столице демонстрации продолжают проходить без особых эксцессов.
В пятницу стало очевидно, что мирные протесты идут сами по себе, отдельно от грабежей. Не факт даже, что в них принимают участие одни и те же люди.
30 мая
Мэр Миннеаполиса Джейкоб Фрей написал в твиттере: «То, что началось как мирные протесты, в нашем регионе превратилось в мародерство и вандализм, направляемые ультраправыми группировками, организованной преступностью, подстрекателями из других штатов и, возможно, иностранными агентами». Практически одновременно Трамп сообщил в твиттере, что в происходящем виноваты антифашистские и анархистские организации, которые в скором времени будут официально объявлены террористическими ячейками. Кто в действительности организует погромы, неясно по сей день.
В субботу начался уже окончательный хаос. Днем по стране прошли мирные демонстрации, вечером продолжились стычки с полицией и мародерство — несмотря на присутствие Национальной гвардии в более чем двадцати штатах. В Филадельфии огромная мирная демонстрация прошла у музея современного искусства, а в Западной Филадельфии мародеров разгоняли слезоточивым газом. В Атланте уволили двух полицейских за избыточное применение силы против демонстрантов, а в Окленде ведется расследование убийства федерального служащего мародерами.
Демонстрации солидарности с Джорджем Флойдом проходят у американских посольств в Европе — без погромов и насилия.
31 мая
Минимум шесть человек убиты по всей стране в результате беспорядков.
Председатель профсоюза полицейских Миннеаполиса Боб Кролл обратился с открытым письмом к властям штата, где обвиняет их в превращении служителей правопорядка в козлов отпущения. Почти сразу после этого бывший начальник полиции Миннеаполиса и бывший спарринг-партнер (!) Кролла Джене Харто потребовал от него уйти в отставку.
В огромном Лос-Анджелесе грабежи (уже почти без протестных настроений) переместились в прибрежные города Санта-Моника и Лонг-Бич. Комендантский час теперь начинается в шесть, а не в восемь вечера. В Окленде мародеры проникли в зоопарк и, по слухам, выпустили диких животных на улицы города.
В Белом доме поздним вечером выключен весь свет — такого не случалось много десятков лет. Трамп проводит часть вечера в бункере в окружении сотрудников американского аналога ФСО.
1 июня
Утром публикуются результаты независимой экспертизы вскрытия Флойда. Согласно этим данным, он умер от «удушения, вызванного продолжительным давлением на шею». Уточняется также, что конечным итогом смерти Флойда стала остановка сердца — с которым у него действительно были проблемы. По другим данным, в его крови обнаружены наркотики — но неясно, в какой концентрации и какое влияние они оказали на состояние здоровья мужчины. В конечном итоге, независимая экспертиза никакого внятного альтернативного заключения о причинах гибели не дала.
Но это уже не имело значения.
В 16:00 президент Трамп пригрозил, что введет войска (не Национальной гвардии, а полноценной армии) в американские города для разгона демонстрантов. Для этого ему придется задействовать закон «О восстании» 1807 года. С этим законом все не очень просто: президент, действительно, имеет право его применять в исключительных случаях, одним из которых является восстание, представляющее угрозу государственности Соединенных Штатов.
Примечательно, что в 1992 году этим правом (и соответствующим законом) воспользовался Билл Клинтон для утихомиривания бунтов в Лос-Анджелесе, начавшихся после убийства полицейскими другого чернокожего — Родни Кинга. Есть еще один важный юридический нюанс: ввод войск на территорию штатов согласно Конституции возможен только в случае, если власти соответствующих штатов об этом официально попросят. Через сутки после речи Трампа никто этим правом пока не воспользовался.
Тем временем начавшие, казалось, утихать в воскресенье протесты и погромы по всей стране к вечеру разгорелись с новой силой. Жесткий комендантский час, введенный на территории большинства крупных городов, никакого заметного влияния на происходящее не оказал. Так, в Лос-Анджелесе комендантский час продолжается с шести вечера до шести утра; в некоторых других городах, входящих в это образование, он длится еще дольше — в Западном Голливуде с четырех дня до утра, а в Беверли-Хиллз — с часу дня до следующего утра. За нахождение на улице без уважительной причины (например, визит к врачу) полагается немедленный арест; полиция не стесняется применять эту меру ко всем — включая людей, застрявших в пробках. Мародеры по всему городу, впрочем, на комендантский час плевали — марши и грабежи продолжались до глубокой ночи.
Не помогло ситуации и то, что в понедельник начальник лос-анджелесской полиции Майкл Мур (не путать с одноименным кинорежиссером) неосторожно высказался в том смысле, что кровь Флойда на руках не только его непосредственных убийц, но и вандалов-протестующих. За Мура немедленно извинился мэр Гарсетти, но взбешенные демонстранты этим не удовлетворились и теперь требуют отставки городского полицейского начальства.
Вечером понедельника родственники Джорджа Флойда публично попросили протестующих прекратить марши: «Демонстрации не вернут нам убитого». Их никто не послушал.