Лучше — не дома: что делать, если вы столкнулись с домашним насилием на карантине
Оставайтесь дома?
В условиях карантина по всему миру произошел резкий рост количества жалоб на домашнее насилие. Цифры говорят сами за себя: в Испании количество звонков на горячую линию за первые две недели изоляции выросло на 18%, во Франции — на 30%, в России, по разным оценкам, от 15 до 24%, но эксперты считают, что это только начало и эскалация будет продолжаться.
Формула «запереться дома и никуда не выходить», возможно, действительно эффективна против вируса, но не универсальна: дом безопасен далеко не для всех, и многие (преимущественно, женщины и дети), напротив, оказались в ситуации гораздо более страшной, чем возможное заражение. Замкнутое пространство стало токсичной средой для конфликтов — семьи стали проводить больше времени вместе и вынуждены справляться не только с бытовыми вопросами, но и с дополнительным стрессом в виде нехватки денег или риска потерять работу.
По статистике МВД, с 2012 до 2016 года число насильственных преступлений в отношении членов семьи выросло в два раза. В 73% случаев эти преступления были совершены в отношении женщин, а среди насилия между супругами жены составили 92% жертв. В 2017 году число таких преступлений статистически сильно сократилось, поскольку домашнее насилие было декриминализировано. Разумеется, перевод явления в другую категорию никак не повлиял на его частоту, поэтому проведенный в феврале 2020 года опрос «Левада-центра» показал, что каждой третьей российской женщине известны конкретные случаи домашнего насилия в ее окружении.
«Агрессоры обращают ситуацию вынужденной изоляции в пользу себе, — говорит Мари Давтян, руководитель Центра защиты пострадавших от домашнего насилия при Консорциуме женских НПО, — установить власть и контроль над жертвой у них сейчас получается еще лучше, чем раньше, поскольку женщины напуганы, не знают, куда идти, можно ли уйти, тем более с детьми, можно ли куда-то обращаться».
При этом режим самоизоляции не лишает женщину права покидать дом в случае опасности, а также обращаться за помощью в государственные органы и экстренные службы. Подробная инструкция есть здесь, но вкратце порядок юридических действий такой.
- В случае физических повреждений их надо первым делом зафиксировать в трампункте. Оттуда обязаны будут дать официальную телефонограмму в полицию, на которую будет сложнее не реагировать, чем просто на ваше заявление.
- После этого подавайте заявление в полицию, лучше лично. При этом обязательно возьмите талон, на котором указан регистрационный номер, присвоенный вашему заявлению по Книге учета сообщений о происшествиях (КУСП). Используя его, вы сможете следить за движением по делу.
- Если лично заявление принимать отказываются совсем, например, не пускают вас даже внутрь отделения, обратитесь через электронную приемную. Все равно сведения из травмпункта уже направлены, поэтому полиция будет обязана провести проверку.
- Если полиция продолжает бездействовать, нужно обращаться в прокуратуру — это также можно сделать через электронную приемную. Необходимо точно указать, когда и по какому вопросу вы обращались в полицию, в какое отделение, какой ответ вы получили, и подкрепить это всеми имеющимися документами.
«Полиция и раньше не слишком активно работала по заявлениям о домашнем насилии, а теперь у них появился еще один повод, чтобы совсем ничего не делать, — говорит Мари Давтян. — Сотрудники полиции либо вообще не приезжают на вызов, а если и приезжают, то говорят, что не могут забрать мужа в отделение, поскольку в условиях карантина изоляторы не принимают никого не содержание. Другие службы, например психиатрическая, также отказываются приезжать, ссылаясь на карантин, хотя для этой женщины и ее детей муж, скорее всего, представляет бóльшую опасность, чем вирус.
Все подобные отговорки служб про карантин незаконны. Все службы — полиция, медики, психиатрия — должны работать, как это установлено федеральным законодательством. Все иные акты — например, указы главы региона о режиме самозоляции — «слабее», чем нормы федерального законодательства, поэтому не могут отменить их действие».
В конце марта ООН обратилась к странам-участницам с призывом принять усиленные меры против домашнего насилия в условиях карантина. Во многих странах такие «нестандартные» меры действительно приняты — например, в Испании в полицию можно обратиться через специальное приложение, не говоря при этом ни слова. Подобное приложение запущено и в Великобритании, вместе с телефонами горячих линий оно указано в специальной брошюре, выпущенной правительством. В Испании и Франции, например, женщины, которые боятся обращаться в полицию, могут сообщить о насилии сотрудникам аптек — для этого предусмотрены специальные кодовые слова, например mask 19.
В Российской Федерации, где домашнее насилие само по себе не является уголовным преступлением, никаких специальных мер для помощи жертвам в условиях самоизоляции на государственном уровне не предусмотрено. Адвокаты и правозащитники, занимающиеся этой темой, обратились к правительству России, а также создали петицию с требованием принять срочные меры защиты от домашнего насилия, которое увеличилось в период самоизоляции.
На деле формальные юридические инструменты, как правило, не работают. Получается, что помощь жертве зависит от самой жертвы — поэтому в первую очередь надо сосредоточиться на том, чтобы по возможности избежать ситуаций прямого физического насилия, а если оно произошло, действовать правильно и быстро — и уходить от абьюзера.
Коллективная травма
Именно так описывает нынешнее состояние большинства людей психолог Зара Арутюнян: «Важно понимать, что сейчас очень тяжелая и непривычная ситуация для всех. Например, многие мужчины, которых я консультировала, раньше "сбрасывали" свою накопившуюся агрессию "мирными способами" — ходили на бокс, гоняли на машинах, ходили с друзьями в бары, навещали любовниц. А теперь это все недоступно. То же самое и с женщинами — все "утешения", доступные раньше, тоже оказались отобраны. Плюс к этому высокая турбулентность в целом: ничего не понятно, нарастают страхи и тревога — непонятно, что будет, но всем ясно, что мы станем "нервнее" и беднее, чем были.
И вот в такой ситуации муж и жена оказываются запертыми друг с другом. Если раньше все было не идеально, но вполне переносимо при интенсивности общения по два-три часа в день, то теперь весь негатив резко сконцентрировался. Так что даже в семьях, где не было никаких явных признаков насилия, они могут как раз сейчас появиться».
«Я скажу непривычную для себя вещь, — продолжает Зара, — но сейчас не время отстаивать свои права. В такой ситуации совершенно точно не нужно выяснять отношения, поскольку конфликт возникнет, а возможности его разрешить нет. Поэтому сейчас самое важное — пережить этот период. Жить по принципу: день прошел и слава богу. Нужно понизить свои требования — как к окружающим, так и к себе. Не нужно пытаться быть настолько же эффективными, как обычно. Не должны ваши дети учить сейчас пятый иностранный язык — они и так находятся в стрессе, как и вы. Если при любом вопросе, даже самом незначительном, вроде того, будем есть на ужин борщ или пельмени, разгорается что-то похожее на вспышку, уступите. Причем я имею в виду сейчас обе стороны — кто читает эту статью — муж или жена, тот пусть и уступит.
Конечно, многие сейчас «познакомятся» со своими партнерами. Кто-то обнаружит рядом с собой родного близкого человека, а кто-то обнаружит абьюзера. Но все разводы будут потом, а сейчас главное — сохранить себя, причем как в физическом, так и в психологическом смысле. И еще один непопулярный, но вполне действенный совет. Если чувствуете, что сами начинаете дестабилизироваться, попейте что-нибудь из доступных успокоительных или, если у вас есть, что-то из рецептурных препаратов — хуже точно не будет, зато избежите лишнего напряжения и всю семью не «заведете».
Пограничная ситуация
В случае не физического, а психологического насилия специалисты рекомендуют метод терапевтической диссоциации — создайте безопасное и приятное место в своем воображении и укрывайтесь там каждый раз, когда подвергаетесь нападкам, придиркам, унижениям и другим видам психологического насилия. Это поможет вам сохранить себя и в то же время не реагировать слишком бурно, чтобы не развивать ситуацию.
Не оправданием, но причиной агрессии является тревога. Она может быть вызвана какими-то внешними обстоятельствами, на которые агрессор не может повлиять и даже не может излить агрессию непосредственно на них, поэтому «под горячую руку» попадаете вы. В таком случае попытайтесь снять тревогу агрессора. Тут может помочь признание чувств: то есть вы признаете, что это действительно тревожная ситуация, сидеть взаперти действительно плохо; если грозит или случилось увольнение — это действительно тяжело и так далее. Позвольте потенциальному агрессору про это говорить, будьте на его стороне. Если он злится, злитесь вместе с ним на эту реальную ситуацию, на которую он не может воздействовать. Напомните ему, как он справлялся с другими тяжелыми ситуациями, подчеркните, что именно вы цените и уважаете в нем.
Если есть что-то, что снимает тревогу агрессора, самое время это применить. Но очень важно не прибегать к алкоголю и другим веществам, которые, напротив, вызывают дестабилизацию психологического состояния. Начать выпивать вместе с агрессором в надежде обезопасить себя — весьма распространённая ошибка, по мнению экспертов.
Если же физическое насилие уже происходит, важно действовать четко и своевременно.
Не пропустить момент
В группе риска находятся прежде всего те, кто живет с людьми с психическими заболеваниями, с теми, кто употребляет алкоголь и наркотики, а также те, кто уже подвергался физическому насилию со стороны партнера хотя бы один раз.
«Очень важно трезво оценивать ситуацию, — напоминает руководитель психологического направления центра "Насилию.нет" Татьяна Орлова. — Многие женщины до последнего стараются не замечать происходящее. Так как простого выхода нет, они надеются, что все нормально, пока не начнутся уже реальные избиения. И даже тогда продолжают верить, что все наладится и обойдется. На самом же деле ничего не наладится, агрессору по-прежнему нужно будет куда-то размещать свою агрессию, которая будет только нарастать. Поэтому если есть возможность проводить карантин в разных местах — уехать к родственникам, на дачу, куда угодно, — сделайте это. И не берите в расчет никакие неудобства этого варианта: хуже условия, меньше площадь и так далее. Все это неважно по сравнению с тем, что будет, когда в нужный момент вы не сможете убежать от агрессора. Если не можете уехать сами, хотя бы отправьте к родственникам детей. Не нужно рассчитывать, что при детях агрессор будет вести себя лучше. Напротив, в ситуации острого дефицита личного пространства их присутствие не только не поможет, но сделает хуже. Не говоря уже о том, что для детей находиться в такой ситуации, мягко говоря, неполезно. Кроме того, в экстренном случае с детьми будет гораздо сложнее эвакуироваться».
«Если настанет необходимость бежать, не нужно об этом объявлять обидчику, — отмечает Татьяна Орлова. — Пытаться таким способом вразумить агрессора — распространенная ошибка. Вы добьетесь ровно противоположного эффекта и убежать уже не сможете. Поэтому если вы чувствуете себя в опасности, уходить надо или незаметно, или под каким-то невинным предлогом вроде "пойти вынести мусор".
Тревожный чемоданчик
На такой случай у вас уже должен быть собран «тревожный чемоданчик» в таком месте, чтобы агрессор его не нашел. Сложите туда документы, причем не только паспорт, но и медицинский полис, СНИЛС, документы на детей, рецепты на лекарства и так далее. Там обязательно должны быть какие-то наличные деньги, а также минимально вещи, ваши и ребенка. Очень полезно иметь второй телефон, номер которого агрессор не знает.
Нужно обязательно подготовить «запасной аэродром» — заранее договоритесь с друзьями и родственниками, которые смогут вас приютить. Договоритесь с соседями, чтобы они не боялись вызывать полицию, если услышат крики и шум из вашей квартиры. Если укрыться не у кого, изучите заранее, какие организации помощи жертвам домашнего насилия есть в вашем городе. Кризисные центры в основном закрыты на карантин, но в некоторых регионах работают так называемые кризисные квартиры или есть договоренность о временном размещении с гостиницами и хостелами. Узнайте все это заранее, чтобы в экстренной ситуации не тратить время на поиск.
Помните, что вы ни в чем не виноваты, поведение агрессора — это его ответственность и это результат процессов внутри него. Вы не имеете к этому отношения и не сделали ничего плохого. Сосредоточьтесь на помощи себе и своим детям. Не стесняйтесь обращаться за помощью к окружающим, вам нечего стыдиться, вы пытаетесь спастись из смертельно опасной ситуации, поэтому любые предрассудки и неудобства в данном случае неважны.
Список контактов, куда можно обратить за помощью:
- Консорциум женских неправительственных объединений (форма онлайн-обращения за юридической помощью)
- «Зона права»: +7 (917) 897-60-55 (обращение за юридической помощью в WhatsApp, Telegram)
- Центр «Насилию.нет»: +7 (495) 916-30-00, info@nasiliu.net
- Центр «Сестры». Кризисная почта: online@sisters-help.ru
- Центр против насилия в отношении женщин «АННА» (8-800-7000-600, всероссийский телефон доверия для женщин, пострадавших от домашнего насилия (бесплатно с городских и мобильных телефонов)
- Проект «Правовая инициатива»: +7 (499) 678-21-37, +7 (981) 713-20-83 (СМС и звонки)
- Женский кризисный центр «Китеж»: +7 (916) 920-10-30 (WhatsApp)
- Сеть взаимопомощи «ТыНеОдна», tineodna.ru, help@tineodna.ru
- РОО ИНГО «Кризисный центр для женщин» в Санкт-Петербурге (онлайн-приемная crisiscenter.ru; психологическая и юридическая помощь по телефону: 8 (812) 327-30-00, юридический чат в WhatsApp: 8 (921) 303-08-20)
- Обращения в мессенджерах соцсетей: Facebook (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации), Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации)