Везде, кроме Антарктиды: коронавирус продолжает захватывать мир. Что мы знаем об угрозе, которая грозится перерасти в пандемию
Откуда все-таки взялся вирус?
Версия о том, что источником инфекции являются летучие мыши, остается наиболее правдоподобной. Ранее уже было высказано и раскритиковано предположение, что природным резервуаром Covid-19 являются змеи.
Кроме того, среди промежуточных хозяев коронавируса назывались панголины — млекопитающие, близкие к броненосцам и муравьедам, чье мясо действительно активно употребляется в пищу в Китае. Одна исследовательская группа заявила о 99%-ном сходстве геномов нового коронавируса и коронавируса, обнаруженного в организме панголинов. В дальнейшем, впрочем, оказалось, что речь шла не о целом геноме, а лишь об одном его участке, кодирующем определенный фрагмент белка, и версия была опровергнута.
Также в течение февраля озвучивалась и обсуждалась теория, что новый вирус — разработанное в лаборатории Уханьского института вирусологии микробиологическое оружие. Против этой версии работает тот факт, что большинство заболевших в первые дни эпидемии — люди, имевшие отношение к рыбному рынку в Ухане. Если бы Covid-19 оказался утечкой, он поражал бы самых разных людей, а не только сотрудников и посетителей закрытого сейчас рынка. Второй аргумент противников конспиративной теории заключается в том, что коронавирус, вызывающий простудные симптомы, не подходит на роль вируса-убийцы. Випин Наранг из Массачусетского технологического института отмечает, что «если вы создаете биооружие, то его характеристики должны быть прямо противоположными тем, которые есть сейчас», имея в виду довольно низкую летальность и недостаточно стремительное распространение вируса.
Что нового мы узнали о природе вируса?
Учеными изучено более 130 изолятов (образцов вируса, взятых у заболевших. — Правила жизни) нового коронавируса, выделенных у пациентов, заболевших в разных странах. Все они похожи между собой и, как удалось выяснить еще в январе, обладают большим сходством с геномом вируса, вызывавшего атипичную пневмонию. Предположение, что вирусы используют сходные механизмы для проникновения в клетку, также подтвердилось.
Предполагается, что способность вируса передаваться от животных к людям была приобретена в ноябре или декабре 2019 года. Для заражения новый коронавирус использует белок ACE2, расположенный на поверхности человеческих клеток, причем возникшие мутации обеспечивают более высокое сродство, то есть более высокую заразность по сравнению с вирусом атипичной пневмонии.
S-белки, из которых состоят шипы «короны» на поверхности коронавируса, связываются с этим белком, после чего шип разрезается и содержимое вирусной частицы попадает в клетку, происходит заражение. Исследователи выяснили, что S-белок вируса Covid-19 содержит дополнительный сайт (определенную последовательность аминокислот) разрезания, на который действует фермент, содержащийся в человеческих клетках. Это упрощает разрезание шипа, а значит, и заражение происходит чаще и проще.
А про само заболевание?
Инкубационный период вирусной инфекции может длиться не 14, а 27 дней — об этом сообщили китайские врачи. Они лечили 70-летнего пациента, который еще в конце января побывал в провинции Хубэй, где общался со своей заразившейся коронавирусом сестрой. Симптомы заболевания у него появились почти месяц спустя после контакта, а диагностический тест подтвердил, что заболевание вызвано именно Covid-19. Из-за столь длительного инкубационного периода остановить эпидемию будет еще сложнее.
Возможность бессимптомного заражения также подтвердилась: люди, у которых нет каких-либо указывающих на инфекцию признаков, могут быть опасны для окружающих, и это осложняет процесс борьбы с коронавирусом: неизвестно, сколько их, где они бывают и с кем общаются. Предполагается, что в 67 % случаев носители инфекции не были детектированы, так как не имели каких-либо симптомов. Это отличает новый коронавирус от вируса SARS-CoV, вызвавшего в 2004 году вспышку атипичной пневмонии — тогда количество бессимптомных носителей было минимальным.
Кроме того, зафиксированы случаи повторного заражения коронавирусной инфекцией. Например, в Южной Корее 73-летняя женщина заразилась коронавирусом, выздоровела от него и выписалась из больницы 22 февраля, но потом снова оказалась заражена. Она не выезжала из страны, но общалась с сыном и невесткой, посещавшими Китай и подхватившими вирус.
Какова смертность от вируса?
Китайские исследователи опубликовали данные о структуре заболеваемости и смертности от нового коронавируса. Авторы проанализировали более 44 тысяч случаев инфицирования — это наиболее масштабная работа, посвященная этой проблематике. Из результатов следует, что у 80,9 % заболевших болезнь протекает в легкой форме, а критическое состояние наступает лишь у 4,7 % заразившихся.
Мужчины умирают чаще женщин (2,8 и 1,7 % соответственно), вирус наиболее опасен для пожилых людей: в группе людей старше 80 лет летальность составляет почти 15 %, тогда как, например, для людей в возрасте от 30 до 39 лет этот показатель составляет лишь 0,4 %.
Среди факторов риска, увеличивающих вероятность летального исхода, исследователи назвали хронические болезни: сердечно-сосудистые заболевания, диабет, хронические респираторные заболевания, а также гипертонию.
По данным на 2 марта, число жертв нового вируса превысило 3000 человек — больше, чем при эпидемии атипичной пневмонии, которая закончилась в 2004 году. Однако число заразившихся SARS было меньше, а потому летальность вызвавшего ее вируса SARS-CoV пока остается более высокой (10 %). Летальность вируса, вызвавшего ближневосточный респираторный синдром (MERS), — 35 % (не путать летальность со смертностью; летальность показывает долю умерших от всех переболевших во время эпидемии; смертность — статистический показатель, оценивающий количество смертей в популяции в целом за определенный период времени).
Исследователи также не могут сравнить летальность Covid-19 с летальностью сезонного гриппа — это связано с тем, что заболевшие гриппом не всегда обращаются к врачам, а потому неизвестно, сколько действительно людей болеет им. Сложно подсчитать и тех, кто инфицирован новым коронавирусом, ведь болезнь может протекать бессимптомно.
Впрочем, пока эпидемия продолжается, подсчитать летальность нельзя, так как для этого нужны данные обо всех заболевших, умерших и выздоровевших. Британские исследователи из Имперского колледжа Лондона, принимая во внимание ряд факторов об особенностях течения эпидемий, смогли создать математическую модель для расчета истинной летальности. Используя эту модель, данные о количестве заболевших, умерших и выздоровевших, а также информацию о количестве заболевших, покинувших Китай самолетами, авторы смогли вычислить истинную летальность нового вируса — с 95%-ной вероятностью она составляет от 0,4 до 4 %.
Речь все-таки о пандемии?
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), которая собиралась на очередное заседание 25 февраля, заключила, что не готова называть сложившуюся ситуацию пандемией (глобальной эпидемией). 28 февраля был объявлен «очень высокий» уровень угрозы эпидемии.
Четких формальных критериев, по которым можно отличить эпидемию от пандемии, нет. Впрочем, на сайте американского Центра контроля заболеваемости и профилактики говорится, что эпидемия Covid-19 уже соответствует двум критериям пандемии: вирус передается от человека к человеку, а вызываемое им заболевание может приводить к летальному исходу. Третий критерий — распространение вируса по всему миру. В настоящее время случаи заболевания выявлены по меньшей мере в 65 странах на всех континентах, кроме Антарктиды, и его распространение в мире продолжается.
С мнением главы ВОЗ Тедроса Гебрейесуса (о том, что пандемия возможна, но еще не началась) согласны далеко не все специалисты. Так, эпидемиолог Марк Липсич (Marc Lipsitch) из Гарвардской школы общественного здоровья говорит, что «вне зависимости от мнения ВОЗ критерии для объявления пандемии соблюдены, [...] именно ее мы сейчас и наблюдаем».
А как вообще диагностируют коронавирус?
Отличить человека, зараженного новым вирусом, от того, который болен гриппом, без помощи лабораторной диагностики, нельзя. Симптомы, вызываемые вирусом, — температура, насморк, озноб, одышка — характерны и для других респираторных заболеваний.
Для идентификации возбудителя биологический материал, взятый из носоглотки предполагаемого пациента, направляется в лабораторию, где анализируется с помощью диагностических тест-систем.
В России такие системы были разработаны Государственным научным центром «Вектор» — они были готовы уже 10 января. Взятые образцы сперва анализируются инфекционистами «на местах», потом результат подтверждается (или опровергается) экспертами из Роспотребнадзора, после чего заключительный вердикт дается специалистами «Вектора».
Лекарство пока не нашли?
За столь короткие сроки — несколько месяцев — создать и протестировать препарат, который эффективно справляется именно с новым коронавирусом, невозможно, так как на это обычно уходит не меньше года.
Врачи назначают пациентам симптоматическое лечение, а также существующие на рынке препараты, которые продемонстрировали свою эффективность при терапии других заболеваний. Известно о полусотне клинических исследований, в которых изучается потенциальная способность существующих в настоящее время противовирусных препаратов бороться с Covid-19.
Среди них ремдезивир, противовирусный препарат широкого спектра действия, который способен бороться с вирусом Эбола, а также подавлять размножение нового коронавируса в лабораторных условиях. Именно это лекарство применяли при лечении первого зафиксированного в США случая коронавирусной инфекции — пациент выздоровел, но доказательств того, что этому способствовал ремдезивир, нет. Эксперты ВОЗ считают это лекарство наиболее перспективным.
Ритонавир и лопинавир — лекарства, разработанные для борьбы с ВИЧ. Их уже использовали в период эпидемий SARS и MERS. Есть данные, что они действительно улучшали состояние заболевших. Из-за того что новый коронавирус структурно сходен с вирусом, вызывающим атипичную пневмонию, предполагается, что и при терапии Covid-19 эти лекарства могут сработать.
А что с разработкой вакцины?
Созданием вакцины занимаются сразу несколько исследовательских групп. Вне зависимости от того, какой она будет, создание ее может занять довольно много времени — к моменту ее появления ситуация с коронавирусом в мире может серьезно поменяться.
Джейсон Шварц (Jason Schwartz) из Йельского университета считает, что возлагать надежды на вакцину бессмысленно, а ее появление даже в ближайшее время вряд ли сможет переломить ход эпидемии. С ним согласен и Питер Маркс (Peter Marks) из Управления по контролю за продуктами питания и лекарствами (FDA), который уверен в том, что создание вакцины не предотвратит пандемию. Более реалистичным представляется сценарий, что к моменту появления вакцины заболеваемость пойдет на спад естественным путем или же свою эффективность продемонстрируют некоторые из тестируемых сейчас лекарств.
Когда коронавирус отступит, ученые не знают. Нэнси Мессонье (Nancy Messonnier), глава Национального центра иммунизации и респираторных заболеваний США, предположила, что к лету эпидемия может прекратиться, как это обычно происходит с эпидемиями сезонных вирусов типа вируса гриппа. Впрочем, быть уверенным в этом нельзя, так как раньше с этим заболеванием никому сталкиваться не приходилось.
Всемирная организация здравоохранения по-прежнему рекомендует регулярно мыть руки, не трогать лицо и слизистые, стараться не посещать места скопления людей и не общаться с теми, у кого присутствуют явные признаки простуды.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: