Каково это — жить и работать в Нью-Йорке. Истории четырех россиян, переехавших в США делать бизнес и карьеру
Если у тебя за плечами нет опыта работы в США, устроиться в американскую компанию будет непросто — будущему работодателю сложно понять, насколько ты ему подойдешь. До переезда в Нью-Йорк я пять лет работала в международной корпорации в Китае, но это мне никак не помогло. Я долго не получала откликов на свое резюме, а если получала, то проходила много собеседований, но на последнем этапе что-то случалось. Конкуренция в Нью-Йорке огромная.
В среднем поиск работы в Нью-Йорке занимает четыре-пять месяцев. Процесс собеседования обычно устроен так: вы подаете резюме (и иногда сопроводительное письмо) и, если повезет, вам назначают звонок с рекрутером. Это первый «фильтр», чтобы отсеять неадекватных кандидатов или совсем не подходящих на роль. Вторым этапом идет видео или телефонное собеседование с нанимаемым менеджером, после чего иногда присылают тестовое задание. В случае успеха вас приглашают на личное собеседование в офис компании и там проводят от одного до пяти собеседований — своеобразный марафон интервью. Для этого этапа важно готовить ответы на топ-20 вопросов в вашей индустрии (их легко нагуглить) по системе STAR и иметь по паре примеров для каждого вопроса. Я проходила собеседования в десятках компаний, включая Google, Uber и Facebook (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации). Мне оплачивали командировку в Сан-Франциско на финальное собеседование в Google, но в итоге что-то не срослось.
Отношения с боссом, как и с остальными коллегами, часто зависят от двух вещей: вашей личной совместимости характеров и культуры компании. Многие фирмы нанимают работников кроме прочего еще и по принципу «подходит ли ваш характер (personality) культуре компании». Это может быть культура равенства и сотрудничества (Google), где ни у кого нет отдельного офиса, все сидят в одной большой комнате и вы можете подойти к боссу в любой момент, или это может быть культура «клиент превыше всего» (Amazon), где наличие в офисе кофеварки определяется тем, поможет ли это хоть как-то улучшить жизнь клиента.
В США очень редко напрямую выдают критику, предпочитая заворачивать ее в «комплимент-сэндвич»: сначала скажут что-то хорошее, потом посоветуют немного улучшить что-то, а потом опять похвалят. Очень важно отнестись серьезно к той части работы, которую нужно «немного улучшить в будущем» — скорее всего, это завуалированное привычное русским послание «вот тут все очень плохо!».
В отличие от России, в США уместно написать малознакомому человеку и попросить его сделать рекомендацию в компанию, где он работает. Самое плохое, что случится, — он вам не ответит. Более того, в американских компаниях поощряется система рекомендаций — если кого-то наймут по вашей рекомендации, вы можете получить неплохой бонус.
Возможностей здесь много, но, по сравнению с моим предыдущим опытом работы в Китае и России, рынок труда в Америке кажется мне довольно нестабильным — одна из компаний, где я работала до Epam, внезапно закрылась. Но главный плюс все же в том, что здесь всегда можно найти место, которое станет не просто работой для денег, а площадкой для роста, развития и новых карьерных горизонтов.
Мы предлагаем нашим клиентам технологические решения для эффективной настройки рекламы в Facebook (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) и Google, в России мы официальные партнеры этих компаний. Мы растем довольно быстро, вошли в первую сотню рейтинга самых быстрорастущих технологических компаний в Европе по версии Inc. В США мы пока делаем первые шаги — изучаем, как работает рекламный рынок изнутри.
После переезда адаптация нужна как человеку, так и бизнесу. Недавно я общался на эту тему с американским консультантом, и заодно изучил, как он выстраивает процесс продаж. Первое, о чем меня спросил консультант, — в каком районе я живу. Вообще, это частый вопрос в Нью-Йорке, так как город крайне неоднороден: у Центрального парка, в Гринвич-Виллидж и рядом с Проспект-парком будут жить три разных человека. Например, около Проспект-парка часто живут люди с детьми — полезная информация для продавца, чтобы программировать стратегию.
Проспект-парк — как раз мой район. Узнав, что у меня есть дети, мой консультант пригласил на семейный уик-энд. Это показалось странным: мы, конечно, приятно поговорили, но вот так сразу общаться семьями... Потом я понял, что для него это длинная продажа. Я могу нанять его сегодня и работать дальше с ним всю жизнь, обращаться по похожим вопросам и рекомендовать друзьям и знакомым. В Москве такого почти нет, поэтому в целом вопрос, где ты живешь, для продажи не играет никакой роли.
В Штатах все умеют показать свои лучшие стороны и произвести первое впечатление. Хочется нанять буквально каждого, кто приходит на собеседование. При этом коллеги-предприниматели советуют доверять, но проверять и запрашивать рекомендации с предыдущих мест работы кандидата. От лукавства потенциального работника никто не застрахован. Иногда это выходит смешно — он еще не понял, что за продукт, но потенциал уже чувствует.
В России все наоборот. Общаешься с человеком и не понимаешь: он застенчивый или ничего не знает. В Москве люди не привыкли себя продавать, им нужно помочь раскрыться, чтобы понять реальный потенциал.
В Нью-Йорке столько митапов для бизнеса, что можно ходить на них хоть каждый день. Недавно я был на встрече под эгидой Harvard University, где все рассказывали про свои проекты. Я тоже презентовал свой. Один гость слушал меня и все время улыбался: «Здорово, что мы с тобой встретились наконец. Нужно начать работать вместе». Я ему рассказал подробнее о том, чем мы занимаемся, а в ответ услышал: «Это нереально круто! Как хорошо, что ты мы встретились!» Больше после этого разговора мы ни разу не общались. Такое вдохновение быстро учишься делить на два.
Еще одна американская особенность — упоминание имен, так называемый name dropping. Здесь постоянно вспоминают, кто кого знает или просто каких-то известных людей. В России я не замечал такую особенность нетворкинга. В маркетинге все друг друга знают, никого не удивить тем, что знаешь генерального директора какого-нибудь крупного агентства.
Как все-таки перевезти свой бизнес за границу? Я бы советовал не терять времени на удаленное завоевание рынка. Нужно приезжать на место и погружаться в среду, в нетворкинг и тестирование гипотез. Как в той шутке, совет начинающим — начинайте.
Ведение бизнеса в России и США все равно очень отличается, даже если это касается не такого специфичного рынка цифровых услуг. Мы занимаемся контент-продвижением технологических проектов. Чтобы открыть ООО, пять лет назад в России нам пришлось собирать кучу бумажек, посещать нотариуса, все заполнять и заверять. В Штатах проще — есть сервисы вроде Clerky, где через интернет можно открыть фирму за час. Еще один момент — документооборот. Раньше в конце каждого месяца у меня начиналась депрессия со всеми этими актами, счетами-фактурами и заказами курьеров для доставки оригиналов. В Америке всего этого нет — нужно вовремя платить налоги, остальное в целом никого не волнует.
Но в Штатах нужно быть очень аккуратным — своих сложностей хватает. Например, для одного из наших клиентов мы запустили новый сайт, и уже через день нам прилетело письмо с угрозами от юристов наших конкурентов — компании с более чем $100 миллионами инвестиций. Они нашли на этом сайте цвет, похожий на тот, что используется у них в логотипе. Претензии были необоснованными, но, чтобы грамотно ответить, пришлось нанимать адвоката и платить ему $750 в час. В России такие проблемы сложно представить.
По моему опыту, «надурить» в США пытаются чаще, чем в России. На корпоративный почтовый ящик часто приходят бумаги, похожие на требования госорганов, а на самом деле они являются спамом «левых» фирм. Я получал письмо о том, что фирме надо заказать некие стикеры/постеры, которые должны быть размещены рядом с рабочим местом каждого сотрудника ($84 за штуку), — если их нет, якобы придется заплатить штраф в несколько тысяч долларов. По факту это оказалось предложением частной фирмы, и совсем необязательным.
С другой стороны — рынок в Штатах огромен, и клиентов для моего агентства здесь найти оказалось проще, чем в России, причем на значительно больший чек. Это главный плюс, который явно перевешивает все сопутствующие минусы.
В США сейчас рекордно низкий уровень безработицы с 1969 года — 3,7 %. Несмотря на это, поиски работы обычно занимают намного больше времени, чем в России. Вакансий много, но и конкуренция на них высокая — нередко на одну вакансию претендуют 200 человек и больше.
Все резюме проходят через систему ATS (applicant tracking system), которая проверяет ваше соответствие вакансии, — многие резюме отсеиваются еще на этом этапе. Поэтому важно знать правильных людей, которые могут прислать ваше резюме напрямую нанимающему менеджеру. Даже если вы понравились менеджеру, прежде, чем пригласить вас на интервью, с вами проведут небольшое собеседование по телефону. Если оно прошло хорошо, вас ждут несколько раундов собеседования с разными людьми в компании. Все это обычно занимает несколько месяцев, за которыми стоят сотни отправленных резюме и десятки пройденных собеседований.
Здесь все заточено на командную работу, поэтому отношения с менеджментом не такие формальные, как в России, и дистанция между сотрудниками и начальством гораздо меньше: к руководству спокойно можно подойти поздороваться, спросить совета, даже у СЕО. Также в любой большой американской компании все общаются с разными отделами и контактируют с большим количеством людей — практически не бывает такого, что твоя работа связана с узким кругом лиц, сидящих в соседнем кьюбикле.
Здесь больше ценится инициатива сотрудников — вместо того, чтобы прийти к начальству жаловаться на проблему, как в России, в США на встречу с боссом приходят с вариантами решения проблемы, и обычно босс просто говорит, какой способ будет лучше.
В США другой уровень доверия и отношение к ошибкам — если что-то не так, то это не ты дурак, а «давай подумаем, какой урок из этого можно извлечь, и сделаем работу над ошибками». И вообще, лучше пытаться и пробовать, чем ничего не делать из-за боязни совершить ошибку.