Почему бумажная упаковка губит планету не меньше пластиковой: исследование Greenpeace
Некоторые компании пытаются решить свои проблемы с пластиком, перейдя с одноразовой упаковки из пластика на бумажную. Dunkin' Donuts объявила о переходе с пластиковых стаканчиков на бумажные, а McDonald's и Starbucks заявили о введении бумажных трубочек для напитков. Nestlé сделала акцент на переходе на бумажную упаковку, заявив, что не будет патентовать бумажную обертку для своего шоколадного батончика «Yes!», потому что «хочет, чтобы промышленность использовала бумагу». Nestlé также перешла на бумажные трубочки для бумажных упаковок какао-порошка в Европе, а в Азии ожидается бумажная упаковка для напитков Milo. Компании рекламируют эти перемены как позитивные шаги и получают за них похвалу от СМИ, потому что бумага давно рассматривается как экологически устойчивый материал. Однако на самом деле это не так.
Леса играют уникальную роль на планете: сохраняют потрясающее биоразнообразие, поглощают углерод, обеспечивают среду обитания и источник пропитания для коренных народов, а также предоставляют множество экологических преимуществ для поддержания жизни. Целлюлозно-бумажная промышленность несет ответственность за значительное воздействие на окружающую среду, включая изменение климата, поскольку лесозаготовки и крупномасштабные промышленные лесопосадки способствуют исчезновению и деградации естественных лесов, выделяя огромное количество CO2. (Однако если лес специально выращивают и заготавливают на освоенных землях или в уже давно преобразованных человеком лесах, в том числе на бывших сельхозземлях, то это, наоборот, способствует сохранению диких лесов, так как все потребности в древесине удовлетворяются за счет того, что специально выращивается. — Прим. Greenpeace России.) В стремлении ограничить глобальное потепление до 1,5 Сº недостаточно просто сократить выбросы. Нам также придется удалять из атмосферы огромное количество углекислого газа. Самый эффективный способ сделать это — восстановить поредевшие леса и значительную часть тех лесных массивов, которые были утрачены в прошлом. Это в корне несовместимо с увеличением вырубок и промышленных лесопосадок за счет сокращения площади диких лесов.
Переработка бумаги существует уже не первый век, но во многих странах нынешние системы сбора вторичного сырья не могут обеспечить достаточный объем качественного переработанного волокна (отчасти из-за загрязнения в процессе утилизации), и в итоге муниципалитеты сжигают или закапывают огромное количество собранной для переработки бумаги. Крупные FMCG-компании, которые объявили о переходе на бумажную упаковку, похоже, не знают об этих ограничениях. Ни одна из них не взяла на себя обязательство использовать только вторичное целлюлозное волокно, а многие даже игнорируют возможность дальнейшей переработки их бумажной упаковки. Например, компания McDonald's в 2018 году объявила, что в ответ на озабоченность по поводу пластика заменит свои пластиковые трубочки на бумажные в Великобритании и Ирландии. Но новые трубочки нельзя переработать из-за их толщины и клеящих веществ в составе. В целом текущая система переработки бумаги не может обеспечить устойчивый путь для увеличения объемов бумажной упаковки.
Компании FMCG часто продвигают сторонние сертификаты, например Лесного попечительского совета (FSC), доказывая экологичное происхождение их новой бумажной упаковки. Некоторые из них рассматривают увеличение закупок одноразовой бумажной упаковки из сертифицированных источников как вполне экологичную стратегию работы. Сертификация лесов может быть полезным инструментом, хотя волокно даже с самой строгой сертификацией FSC никак не устраняет неоспоримое воздействие, которое любая вырубка оказывает на лесную экосистему.
Сертифицированные схемы устойчивой лесозаготовки не способны полностью удовлетворить какой-либо дополнительный спрос (поскольку текущее предложение FSC-сертифицированного волокна ограничено), равно как и обеспечить достаточно значимые показатели устойчивости. Например, текущий спрос уже опережает доступность получаемого экологичным способом волокна в Соединенных Штатах и Канаде, и неясно, появится ли достаточно нового сертифицированного FSC-волокна, чтобы удовлетворить дополнительный спрос. Это уже привело к тому, что некоторые компании стали обращаться либо к менее строгим элементам системы FSC, которые не могут предоставить гарантии на местах, либо к совершенно иным, но существенно более слабым схемам, таким как Инициатива устойчивого лесного хозяйства или Программа поддержки лесной сертификации. Также важно отметить, что производство FSC-сертифицированного волокна в некоторых регионах не гарантирует ответственной лесозаготовки, в том числе в России, бассейне реки Конго и Скандинавии.
Например, шведский целлюлозно-бумажный гигант Svenska Cellulosa AB (SCA) расширяет свою деятельность в Великом северном лесу частично для удовлетворения растущего спроса со стороны производителей упаковки. Лесозаготовительная деятельность SCA сертифицирована FSC, но коренные народы активно выступают против преобразований реликтовых лесов в плантации, которые проводит SCA. Клиенты SCA изготавливают картонную упаковку для продажи Amazon, IKEA, L’Oréal, Mars, Mondelez, Nestlé, Procter & Gamble и Unilever, большая часть которой также будет одноразовой и относительно легко заменяется системами доставки многократного использования.
Учитывая нынешнее воздействие на уже ограниченные лесные ресурсы, гораздо большие площади лесов необходимо защищать и восстанавливать, а не превращать в одноразовую упаковку. Планета в любом случае не сможет удовлетворить дополнительный спрос со стороны компаний, пытающихся заменить свою одноразовую пластиковую упаковку бумагой или картоном. Компании должны взять на себя обязательство сократить упаковку в целом и перейти на альтернативные системы доставки, допускающие многократное использование тары и упаковки. Это неотложный вопрос для решения климатического кризиса, пока ситуация еще обратима.
Читайте полную версию исследования по ссылке.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: