Как газировка и соки из пакетов приводят к инсультам, раку и мужскому бесплодию
Почему соки не полезны, а наоборот
Соки в пакетах и бутылках из магазинов часто воспринимаются как полезные для здоровья. В США на душу населения приходится 25 литров в год, причем даже среди дошкольников большинство пьет их регулярно. Так, средний дошкольник выпивает около 300 граммов таких соков в сутки — куда больше среднего американца (мы бы с удовольствием привели цифры по России, но, увы, у нас такая подробная статистика не ведется).
Потребляемый в умеренных количествах сок действительно помогает справиться с дефицитом витаминов, если человек лишен доступа к овощам и фруктам. Например, именно лимонным соком с XVIII века лечили моряков от цинги, что логично, потому что фруктов в месячное плавание на судне без электрических холодильников много с собой не заберешь. Сегодня же при свободном доступе к свежей растительной пище (вроде банальных апельсинов и бананов) человек не испытывает ощутимого дефицита витаминов, восполнить который можно таким образом.
А вот соки из супермаркета и вовсе почти никогда не бывают полезными для здоровья. Полностью натуральные соки, полученные из фруктов и не содержащие добавок, не будут коммерчески успешны: они содержат не так много сахара и весьма кислые на вкус, а постояв немного на воздухе, быстро теряют и эту субъективную сладость. Чтобы их можно было продать широким массам, пока нашли всего один путь — поместить жидкость в герметичные емкости и, что самое важное, добавить сахар.
Производство соков — высококонкурентная отрасль, где всегда есть крупные транснациональные корпорации (Fresh Del Monte Produce, Keurig Dr Pepper, Nestlé, PepsiCo), готовые вытеснить с рынка любого, кто оступился. Поэтому никто не может позволить себе снизить содержание сахара ниже уровня, задаваемого конкурентами, — иначе его сок будет кисловатым, а значит, менее популярным. В связи с этим среднее количество сахара в том соке, что продается в супермаркете, — 10,3 грамма на 100 миллилитров сока (это цифры для ЕС). На 100 миллилитров кока-колы обычно приходится примерно столько же — 10,6 грамма.
Подчеркнем: соки, в которых сахара менее 5 граммов на 100 миллилитров, либо не содержат искусственно добавленного сахара вовсе, либо содержат его так мало, что сравнительно безопасны для здоровья. Однако и встречаются они на полках супермаркетов весьма редко.
10,3 грамма сахара — это много или мало? Это две чайные ложки без горки. Конкретно в США дошкольник, пьющий сок, потребляет шесть ложек сахара в сутки. Если пересчитать это количество на килограмм веса, то это примерно то же самое, как если бы взрослому скармливали два десятка ложек сахара в сутки.
Естественно, ученые в тех же Соединенных Штатах бьют тревогу, требуя запрета продажи соков в школьных столовых и в целом ограничения потребления соков детьми. Ассоциация американских педиатров еще в 2017 году публично заявила, что нет никаких данных, что соки полезны детям в современных условиях, зато данных об их вреде более чем достаточно.
Чем именно опасны соки и газировки
В нашем теле большинство клеток принадлежит вовсе не нам, а бактериям и археям (одноклеточные без выраженного ядра). Именно они обеспечивают способность кишечника нормально перерабатывать пищу, они же и помогают «оборонять» организм от «чужих», патогенных микроорганизмов. Микробное «коренное население» нашего тела весит килограммы на человека, и если с ними что-то идет не так, у нас начинаются большие проблемы.
В 2014 году израильские исследователи на страницах журнала Nature показали, что нарушение переносимости глюкозы — базовая предпосылка диабета второго типа — наступает в организме тогда, когда изменяется видовой состав микробиоты (микробного «населения») его кишечника. Точно такое же нарушение происходит, если организм подолгу получает избыточное количество сахара или сахарозаменителей. У бактерий нашего кишечника нет языка, но они умеют различать разные молекулы веществ, которыми могут питаться. Сладкое заставляет часть видов резко увеличить свою численность, часть — столь же резко уменьшить. В итоге наша способность нормально переносить глюкозу кончается и подступает диабет.
Из этой ситуации нет выхода, кроме очевидного: подслащенные напитки из магазинов могут быть безопасны, только если не будут подслащенными. Природу не удается обмануть: сахар ли, сахарозаменители ли — наши микробы-«попутчики» реагируют одинаково. Даже несмотря на то, что в сахарозаменителе формально может быть ноль калорий.
Каждый год в мире от подслащенных напитков умирают сотни тысяч человек
Диабет в наше время не выглядит смертельной болезнью: инъекции инсулина позволяют диабетикам жить, пусть качество их жизни — от способности к прогулкам до потенции — и может снизиться. Однако есть проблемы и посерьезнее: проблемы с уровнем глюкозы ведут к колебаниям давления и вязкости крови, а в итоге — к повышенному риску гибели от инсультов и инфарктов. Люди привыкли к инсультам и смертям от остановки сердца, поэтому часто даже семья диабетика не всегда соотносит инсульт родственника с его болезнью, тем более что это может случиться через годы после постановки диагноза. Кроме того, и диабет, и проблемы с уровнем глюкозы заметно ослабляют иммунитет (наряду с многими другими причинами). У взрослого человека постоянно, почти каждый день появляются раковые клетки, однако иммунитет отслеживает их и убивает. При его ослаблении вероятность ликвидации раковой клетки падает — она получает шанс начать делиться и создать опухоль.
Ученые попытались выяснить, насколько потребление подслащенных напитков увеличивает смертность на планете в целом, и суммировали избыточную смертность от диабета и сердечно-сосудистых заболеваний. У них получилось, что в сумме она равна 229 тысячам человек ежегодно. Еще 6 тысяч человек в год, по их подсчетам, заболевают онкологическими болезнями из-за любви к сокам и газировкам. Для сравнения: от войн и голода, вместе взятых, на Земле ежегодно умирает в среднем менее 200 тысяч в год.
Но в этом году выяснилось, что фактически ситуация намного хуже. Французские ученые обнаружили, что среди жителей их страны, потребляющих сто и более миллилитров подслащенных соков и газировок в день, риск рака в целом растет на 18 %, а рака груди — на 22 %. Для соков общая вероятность рака росла скромнее — больше на 12 %, — но все равно оставалась ощутимой. Всего в 2018 году от рака на планете умерло 9,6 миллиона человек.
Почему упаковка газировок и воды тоже наносит вред людям (и особенно мужчинам)
С 1970-х годов в ряде развитых стран ведется систематическое изучение параметров спермы взрослых мужчин — фактора, важного для их способности участвовать в зачатии ребенка. На протяжении всего этого времени качество спермы падает. Ключевой показатель — общее число сперматозоидов на миллилитр (любых, в норме у здорового мужчины большинство из них активно). В 1973 году в среднем в миллилитре содержалось 99 миллионов сперматозоидов, в 2011 году их стало 47 миллионов. Американские исследователи обнаружили, что сокращение концентрации сперматозоидов за 1973–2011 годы было более чем двойным. Падение количества сперматозоидов не замедляется и сейчас, оставаясь на уровне 1 % в год. Работа этих исследователей в научном журнале Human Reproduction Update в 2017 году произвела эффект разорвавшейся бомбы, а сами ее авторы объявили, что человечество живет в условиях чрезвычайной ситуации и грядущего коллапса воспроизводства.
Причина беспокойства понятна: из-за малого числа сперматозоидов многим мужчинам сложно зачать ребенка вне ЭКО. Например, сегодня в Дании 20 % всех мужчин фертильного возраста действительно не могут зачать детей сами (работа не нашла таких же антитрендов у мужчин из бедных стран Африки, Азии, Южной Америки и так далее).
Из-за этого появился очень важный вопрос: что вызвало резкое падение числа сперматозоидов, выбрасываемых одним мужчиной? Авторы работы, выявившей снижение числа сперматозоидов, пишут: «Тот факт, что падение [качества спермы] наблюдается в западных странах, заставляет предполагать, что какие-то распространенные [здесь] химические компоненты являются причиной происходящего».
Производство спермы регулируется тестостероном, важнейшим мужским гормоном. Подняв медицинские материалы из развитых странах за прошлые десятилетия, другие научные группы установили: тестостерон у мужчин тоже упал, и упал очень сильно. Его массовые измерения начались позднее, но в США и они указывают на падение со скоростью 1 % в год — то есть примерно такое же, что и у количеств сперматозоидов. Известно, что тестостерон падает при лишнем весе (иной раз — вдвое), но в этом конкретном случае ученые не обнаружили достаточных корреляций между лишним весом и снижением тестостерона: средний вес населения, конечно, растет, но никак не на 1 % в год. И это не только в США: в Дании рост среднего веса мужчин отрицательную динамику тоже не объясняет.
Какие конкретно химические соединения влияют на репродуктивную функцию у мужчин
Очевидно, что падение уровня тестостерона у мужчин связано с западным образом жизни. Но с чем именно?
Еще 15 лет назад было обнаружено, что химические загрязнения, возникающие при производстве пластиков и выбрасываемые человеком в сточные воды, приводят к снижению количества сперматозоидов в сперме рыб, а также к снижению подвижности этих сперматозоидов. На сегодня целый ряд научных работ показал, что в пластиковых изделиях и пленках тоже часто содержатся ксеноэстрогены, используемые при производстве пластиков. Основные из них — полихлорированные дифенилы, бисфенолы и фталаты. Среди наиболее распространенных — бисфенол А и бисфенолы S, который делают по три миллиона тонн в год. Как и другие животные, мужчина с бисфенолами в кровотоке производит меньше тестостерона и меньше сперматозоидов.
Широкое распространение синтетических материалов потребовало появления пластификаторов (вещества, которые вводят в полимеры для повышения эластичности). Одними из наиболее технически удачных оказались как раз бисфенолы и фталаты — вещества, по структуре похожие на женский половой гормон эстроген. Полвека назад, когда бисфенолы только начинали свой путь в химической промышленности, эта их особенность не была до конца изучена. Лишь значительно позже выяснилось, что организм млекопитающего (и не только) принимает их за эстроген настоящий, из-за чего такие соединения иногда относят к ксеноэстрогенам.
Что будет, если в мужской организм начнет попадать больше эстрогенов, чем обычно? В целом он начнет дрейфовать по своим параметрам в сторону женского (огрубленно, примерно так и работает гормональная терапия при смене пола). Если воздействие оказывается на плод в утробе матери или на ребенка мужского пола, некоторые его физические черты, типичные для мужчин, могут сформироваться в недостаточной мере.
Однако ксеноэстроген ксеноэстрогену рознь. Пластиковая упаковка телевизора тоже может содержать их немало, но оттуда ксеноэстрогену трудно попасть в кровь. Бисфенолы в нормальных условиях мало летучи и практически не переносятся с воздухом. Проще всего доставить их в организм с водой и едой. Между тем Coca-Cola — крупнейший производитель алюминиевых банок в мире — покрывает бисфенолом А внутренние поверхности своих банок.
Компания подчеркивает, что согласно законодательно утвержденным нормам это вполне допустимо. Это в самом деле так: на сегодня запрета на бисфенол нет. К тому же периодически выходят исследования, авторов которых потом обвиняют в финансировании со стороны химической промышленности, производящей бисфенолы, — эти исследования рассказывают, что бисфенол А безопасен. В то же время компания подчеркивает, что этого соединения нет в ее бутылках.
Увы, и это не может успокоить. Пластиковые бутылки нуждаются в пластификаторах. Бисфенол А сейчас пытаются заменить бисфенолом S, но последние исследования показывают, что и это соединение — ксеноэстроген, который живые организмы принимают за женский половой гормон.
Мы должны подчеркнуть: Coca-Cola — не исключение, а правило. Бисфенолы входят в состав внутренних покрытий практически всех банок (иначе напитки в них вступали бы в реакцию с металлом банки), пластиковых бутылок, внутренних покрытий пакетов с соками. Более того, и бутилированная вода неизбежно содержит такие соединения, смываемые ею с внутренних поверхностей бутылок. Покупая воду в пластиковых емкостях, которую мы расцениваем как более чистую, чем водопроводная, мы неизбежно поглощаем с ней и порцию ксеноэстрогенов. Опыты на студентах Гарварда показали, что у тех, кто пьет напитки из пластиковых бутылок (там это были в основном газировки), неизбежно отмечается загрязнение бисфенола в моче. Между тем, как констатируют авторы этого исследования, даже низкие уровни бисфенола А могут вызывать эндокринные нарушения у людей (как ксеноэстроген).
Что делать, чтобы минимизировать вред
Вред, который сладкие соки и газировки наносят здоровью, куда сложнее и изощреннее, чем казалось еще 10–20 лет назад. Речь не только о наборе веса и диабете и даже не только об инфарктах и инсультах. Более важно то, что их потребление на 12–18 % увеличивает риск рака. А по последним данным, даже упаковка, в которой их поставляют, весьма негативно влияет на половую систему мужчины, подавляя способность иметь детей.
Наиболее очевидный выход из этой ситуации уже предложен. Речь о налогах на подслащенные напитки, обсуждение которых активно идет на Западе. Их уже собирают в Финляндии, Венгрии и Франции. В 2014 году соответствующий закон был принят в Чили, была повышена стоимость подобных напитков и более чем на 20 % снижено их потребление. Определенно, подобные налоги нарушают свободу рыночных отношений, но и вводящие их государства можно понять. Очевидно, рано или поздно подобные меры могут достигнуть и нашей страны. Однако мы бы скорее поставили бы на то, что это случится поздно, чем рано. Антитабачные законы, впервые принятые в Германии в первой половине 1940-х годов, были внедрены в США во второй половине прошлого века, но их российские аналоги появились всего несколько лет назад — через семь десятков лет после появления таких запретов на Западе.
Поэтому жителям нашей страны стоит не надеяться на быструю реакцию отечественных законодателей и самим принять минимальные меры предосторожности. Например, порекомендовать пользоваться стеклянной упаковкой для таких напитков и быть умеренным в их потреблении, по возможности выбирая те, что содержат менее 5 граммов сахара на 100 миллилитров.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: